Глава 5. Регулирование финансов, то есть создание условий для успешного управления ими

1.  Государственное регулирование финансов

2.        Саморегулирование

3.        Финансовое законодательство

4.        Основные результаты регулирования финансов

 

Цели государственного регулирования финансов.

Основная цель – обеспечить доверие к денежным знакам, содействовать доверию ценным бумагам[1].

Второстепенные цели. Не допустить насилия и обмана при проведении финансовых операций. Ограничить чрезмерные финансовые потребности и "хотения" как отдельных граждан[2], так и целых групп и слоев населения. Обеспечить финансовыми методами несколько большее перераспределение товаров и услуг в пользу нуждающихся. Обеспечить достижение коллективных интересов общества. Не допустить негативной зависимости финансовой сферы страны от иностранного капитала.

 

Кем осуществляется государственное регулирование финансов.

Практически все органы власти и их структурные и региональные подразделения так или иначе участвуют в государственном регулировании финансов. Однако ряд органов власти занимаются этим исключительно на профессиональной основе, к их числу в России относятся:

§         Министерство финансов – составление проекта бюджета, методическое руководство бюджетным процессом в целом по стране, регистрация проспектов эмиссии ценных бумаг региональных и муниципальных органов власти, регулирование страховой, пенсионной и аудиторской деятельности.

§         Центральный Банк – проведение денежной политики, в том числе эмиссия денежных знаков, регулирование банковской сферы.

§         Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – регулирование фондового рынка, в том числе регистрация проспектов эмиссий корпоративных ценных бумаг.

§         Министерство по налогам и сборам – взимание налоговых и, частично, неналоговых доходов.

§         Федеральное казначейство – исполнение бюджета по расходам.

Часть полномочий по государственному регулированию финансов может быть делегировано или бесплатно вменено в обязанность хозяйствующим субъектам, например, удержание подоходного налога "у источника", или осуществление банками валютного контроля.

 

Что подлежит государственному регулированию финансов.

Денежные фонды, обязательства, влияние на финансы третьих лиц[3], а также эмиссия денежных знаков и денежное обращение, эмиссия и оборот ценных бумаг.

 

Как осуществляется государственное регулирование финансов.

Путем регламентации финансовой деятельности. Регламентация в принципе допустима, поскольку финансы – большей частью объективные взаимоотношения и вследствие этого хорошо поддаются упорядочению.

Рассмотрим пример. В древности, когда люди передвигались исключительно пешком в регулировании движения не было никакой необходимости, да это было и невозможно. Потом, когда человек, примерно шесть тысяч лет назад оседлал лошадь, начали складываться первые транспортные потоки, по которым в последствии были проложены дороги, и одновременно появилась потребность в небольшом регулировании (кто едет, куда, зачем, а уплатил ли пошлину?), а также возможность это регулирование осуществлять, поскольку всадники ездили не только по полям-лесам, где им вздумается, но и по дорогам, где они тут же становились подконтрольны регулирующим органам. Наконец с появлением автомобилей и строительством дорог, подавляющее большинство перевозок стало осуществляться по дорогам, а поскольку машина с них съехать, чаще всего не может, водители попали под полный контроль регулирующих органов в лице ГИБДД-ГАИ.

Аналогично формировалось государственное регулирование финансов. С повышением интенсивности финансовых взаимоотношений, в обществе складывались финансовые потоки, которые в целях облегчения расчетов переводились в безналичное обращение. Потребность в безналичном обращении стимулировала создание новых видов бизнеса. Так, постепенно образовались институты, обслуживающие финансовые потоки, в том числе в банковской сфере, страховании, на фондовом рынке.

Но как только финансовые взаимоотношения двух лиц передавались, полностью или частично, на оформление третьему (банку, реестродержателю, …), они автоматически становились доступными для регулирования.

Таким образом, можно констатировать, что с ростом интенсивности финансовых отношений возможность госрегулирования финансов только растет.

Государственное регулирование финансов заключается в основном в стимулировании возникновения вот этих самых "третьих лиц" и формировании правил их поведения. Для этого вводятся единообразные правила учета финансов и финансовые нормативы как для всех вновь учреждаемых компаний, так и отдельные – для банков, инвестиционных компаний и пр., предусматривается лицензирование отдельных видов деятельности на рынке ценных бумаг, в области страховой и банковской деятельности.

Основой для государственного регулирования финансами служит финансовая отчетность, в том числе бухгалтерская, статистическая и налоговая.

Особой формой сбора информации и даже регулирования служит так называемое "раскрытие информации" – процедура, согласно которой субъекты общества обязаны раскрывать общественности принципиальные моменты своей деятельности, в первую очередь в области финансов. Чем меньше у компании секретов, тем большего доверия она заслуживает.

Кроме того, госрегулирование может и должно стимулировать формирование этических норм в бизнесе и финансах – это всевозможные кодексы чести, принимаемые предпринимателями на добровольной основе.

 

Государственное регулирование финансов осуществляется, в основном, путем принятия законодательных и нормативных актов. Кроме того, возможно воздействие на финансовые потоки через устные (экспертные, официальные, неофициальные) высказывания высших должностных лиц.

Основные органы власти, осуществляющие оперативное и краткосрочное регулирование финансов, а также основные методы регулирования:

§         Правительство страны – получение или предоставление межгосударственных займов, определение таможенных пошлин и акцизов, формирование межбюджетной политики.

§         Министерство финансов – эмиссия государственных ценных бумаг, установление процентных ставок по госценным бумагам, разрешение эмиссий ценных бумаг субъектов федерации и муниципалитетов, установление обязательных финансовых нормативов для подведомственных компаний (страховых, пенсионных, аудиторских), принятие решений о выделении финансирования из бюджета, размещение госзаказа, формирование финансовых резервов государства.

§         Центральный Банк – эмиссия денежных знаков, регулирование денежной базы и денежной массы, определение ставки рефинансирования, формирование золотовалютных запасов государства, определение обменного курса национальной валюты; эмиссия собственных ценных бумаг, кредитование коммерческих банков, размещение депозитов комбанков, установление обязательных нормативов для комбанков, введение ограничений на вывоз капитала.

§         Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – приостановление торгов на биржах, установление обязательных нормативов для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Афоризм
Первоисточник
Вопросы Литература Литература

 


[1] Для этого, в частности, следует ускорить обращаемость денег, минимизировать инфляцию, стабилизировать обменный курс национальной валюты, а также ужесточить госконтроль за деятельностью менеджмента компаний.

[2] Напомним, что цель человека – получение личной выгоды в широком смысле этого слова, а деньги, обязательства и влияние – всего лишь инструменты ее достижения.

[3] На практике – это наименее регулируемая государством звено финансов.