Глава 1. Происхождение финансов

1.    Гармоничное существование на Земле живых существ и природных ресурсов

2.    Нарушение гармонии – создание человеком рукотворных богатств: товаров, работ и услуг

3.    Максимально справедливое перераспределение рукотворных богатств – одновременно объективная потребность и обязанность общества

4.    Выделение среди существующих форм перераспределения рукотворных богатств – обмана, отъема, обмена, благотворительности, потери/находки и передачи по наследству – обмена, как ключевой формы перераспределения

5.    Эволюционное совершенствование методов обмена рукотворными богатствами путем формирования особой формы взаимоотношений между членами человеческого общества – финансовых взаимоотношений.

 

 

Разные субъекты общества (человек, власть, юрлицо) имеют разное положение в обществе, что называется разный вес. Они могут быть равны, находиться в подчинении один у другого, быть должниками. Это обуславливает возможность неравных отношений при смене собственника товара, то есть одна из сторон в силу своего уязвимого (в физическом, политическом, или имущественном отношении) положения может оказаться в убытке – своего товара лишилась, нового не приобрела, свое "хотение" не реализовала.

 

Кроме того, разный образовательный уровень партнеров или простая невнимательность одного из них также могут стать причиной убытка, возникающего в результате банального обмана или мошенничества[1].

 

Таким образом, в обществе изначально существует неравноправие, что позволяет человеку, как и любому живому существу, отнять желанную вещь или обзавестись ею хитростью.

Наиболее крайние формы перераспределения:

§      Когда все товары находятся в собственности у одного человека.

§      Когда у отдельных людей в собственности нет вообще ничего.

 

Но, человек пошел еще дальше всех прочих животных и придумал обмен.

 

Обмен – это взаимоотношения между людьми по поводу взаимовыгодной смены собственника того или иного товара. Обмен возник как честная и справедливая операция, то есть обходящаяся без применения насилия и обмана.

Дополнительный вопрос, который позволяет решить обмен, это определить реальную стоимость чего-либо: труда, товара, взаимоотношений.

 

Для осуществления обмена, то есть взаимовыгодной операции, когда обе стороны могут максимально, хотя не всегда стопроцентно полно удовлетворить свои желания, необходимо устранить условия, порождающие отъем (неравноправие) и обман (непрофессионализм, безнравственность). Или свести эти условия к минимуму.

 

Для борьбы с неравноправием и обманом общество придумало использовать институты власти, законы и институты нравственности.

 

Так уж сложилось, что человек не может существовать изолированно, в одиночестве[2]. Более того, если хорошо всему обществу, то будет хорошо и отдельным его членам. Это очевидно. Поэтому в определенных случаях возникает объективная необходимость законодательного ограничения "хотения" отдельных членов общества, ради общих интересов.

 

Кроме того, человеческое общество за тысячелетия выработала набор норм, неписаных законов, который должен соблюдать каждый порядочный человек. Это, в частности:

§      честность;

§      сострадание;

§      оказание помощи старым, больным и слабым;

§      преследование и наказание нарушителей писаных и неписаных законов;

§      уважение чужых интересов.

 

В процедуре обмена участвуют: стороны обмена (а еще косвенно – регулирующие органы), перераспределяемый товар, информация о товаре. Причем:

§      чем больше будет товарообменных операций в расчете на одного человека[3],

§      чем больше будет выставлено товаров на обмен (по количеству и ассортименту),

§      чем лучше будет информационное обеспечение процесса поиска подходящего варианта обмена[4],

тем ниже риск неудачного обмена с точки зрения конкретного человека и тем выгоднее, тем эффективнее для всего общества окажется общий результат обмена[5]. И тем максимально справедливее будет сложившаяся цена товара.

 

В целом, смена собственников на товары и услуги осуществляется (причем как в условиях рынка, так и в условиях командно-административной системы), см.:

 

1.

По инициативе хозяйствующих субъектов

Зависит от спроса и предложения, а также от ограничений, устанавливаемых органами власти и общественным мнением.

 

2.

По инициативе органов власти

Выражает, либо в скомпонованном виде общественное мнение, либо мнение элиты. Осуществляется в основном через бюджет.

 

3.

По инициативе населения

(благотворительность)

Отражает "хотения" отдельных граждан, их представления о справедливости. Может не совпадать с текущими целями государства.

 

Обратите внимание, что структура общества, какой мы ее выделили во втором параграфе главы – население, органы власти, хозяйствующие субъекты – актуальна и для вопросов перераспределения.

 

Исходя из таблицы следует, что в перераспределении участвуют не только органы власти, а следовательно добиться максимально эффективного перераспределения только через один канал – бюджет, невозможно. Роль второго канала невелика, поскольку он предназначен в первую очередь для зарабатывания доходов своим владельцам. Поэтому необходимо стремиться к максимизации перераспределения через третий пункт.

 

Первоисточник
Вопросы
Вопросы

 

 

 



[1] "Бесконечны лишь вселенная и глупость человеческая, при этом относительно бесконечности первой из них у меня имеются сомнения". Альберт Эйнштейн.

[2] Бывают, конечно исключения: забытые и брошенные, например, старики-родители. Или вот Маугли еще.

[3] Тогда несомненно негативный факт современной России – сокращение численности населения, является причиной некоторой стихийной оптимизации финансовой системы РФ, происходящей вне воли, вне трудов органов власти страны.

[4] Потребность в информационном обеспечении явилась одной из весомых слагаемых возникновения знаменитого закона гостеприимства. Закон позволял привлечь в свой дом совершенно посторонних людей и в относительно раскованной (радушной, доверительной) обстановке получить массу эксклюзивных сведений.

[5] Таким образом, искусственное ограничение оборота каких-либо товаров, например земель сельхозназначения, или ограничение доступа нерезидентов к отечественным товарам, сильно искажают всю картину цен в стране. Поскольку в любом государстве имеется перечень товаров, ограниченных в обращении (например, вы нигде легально не купите атомной бомбы, автомат Калашникова и пр.), поэтому в реальной жизни просто по определению не может быть абсолютно справедливых цен на товары и услуги.