Фото: Пресс-служба правительства РФ
Данное заявление было сделано в ходе выступления Дмитрия Медведева на пленарном заседании VIII Гайдаровского форума, которое транслировал телеканал "Россия 24".
"Прежде всего хочу поблагодарить за приглашение выступить на Гайдаровском форуме. Традиционно в Москве встречаются ведущие российские и мировые эксперты, для того чтобы обсудить наиболее острые вызовы, риски, с которыми сталкивается глобальная экономика, отдельные регионы, страны.
У каждой страны свои особенности, свои проблемы, и надо искать собственные ответы на них, избегая "тирании" тех экспертов, которые пытаются подстроить экономическую политику в отдельных странах под свои универсальные рецепты. Но, с другой стороны, при всей разнице в экономическом положении России, других стран нельзя не замечать и общность многих стоящих перед нами проблем. В постоянно меняющихся условиях экономика и экономисты ищут новые возможности для стабильного развития, новые приоритеты, новые решения. И в этом смысле всё, что мы делаем, тесно взаимосвязано с глобальной экономической повесткой, даже несмотря на специфику нынешней ситуации, которая сложилась для России. Очевидно, что есть одна общая проблема – это риск долгосрочной стагнации. Уже понятно, что восстановить нормальные темпы роста только за счет денежной и бюджетной политики не получится. Требуется серьезная структурная реформа, хотя мы об этом говорим лет, наверное, 15. И тем не менее при всех страновых особенностях эти приоритетные направления практически идентичны и связаны с развитием человеческого капитала, прежде всего за счет сфер образования, здравоохранения, улучшения делового климата и развития инфраструктуры. То, что Россия прошла через кризис гораздо лучше многих прогнозов, не означает, что все наши проблемы решены. Нормальное состояние для любой экономики – это рост на уровне потенциальных возможностей. Большинство экспертов в данном случае сходятся в том, что потенциал роста для нашей экономики – порядка 3,5-4%. Вопрос в том, как этот потенциал активировать. Правительство готовит сейчас план действий по ускорению экономического роста, для того чтобы в обозримой перспективе выйти на темпы развития выше среднемировых.
Нам надо реформировать экономику, в которой доминирует сырьевой сектор, в период относительно низких цен на сырье, когда она и так находится в уязвимом состоянии. Поэтому все связанные со структурными преобразованиями решения мы принимали и будем принимать предельно взвешенно и аккуратно, сопровождая их необходимыми стабилизирующими, поддерживающими мерами. И действовать надо аккуратно, и определенные вещи озвучивать. Мы, например, довольно давно договорились не трогать налоговую систему. В конце года и президентом, и мной было сказано, что вопрос прогресса по налогу на доходы физических лиц сейчас в повестке дня не стоит. Но все равно кому-то из коллег по правительству нужно было сказать, что этот вопрос обсуждается. Не обсуждается!
Обсуждается другое: мы выделили 11 приоритетных направлений на ближайшие годы. Проектный подход, на который мы все активно переводим наше государственное управление, позволяет более эффективно распределять ресурсы и двигаться по этим направлениям быстрее. Эти приоритетные проекты включают в себя "проекты для жизни", которые направлены на развитие здравоохранения, образования, на улучшение жилищно-коммунальной сферы, городской среды, на решение экологических проблем.
И есть проекты для роста – жилищное строительство, поддержка экспорта, рост производительности труда, развитие малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы, совершенствование контрольно-надзорной деятельности, развитие дорожной инфраструктуры, реформы моногородов, – они должны стимулировать деловую активность и развитие экономики. Эта повестка по целому ряду позиций близка приоритетам большинства развитых стран. Конечно, есть еще целый ряд ограничений, с которыми необходимо справиться, для того чтобы достигнуть приемлемых темпов роста. Они хорошо знакомы большинству развитых и развивающихся стран, прежде всего это дефицит инвестиций и затянувшийся "паралич" кредитов.
Необходимо постоянно производить апгрейд технологий и профессиональных квалификаций. Считаю, что риск нарастания технологического отставания в нашей стране является одним из наиболее серьезных вызовов, может быть, самым серьезным, который стоит перед нашей экономикой. Это необходимо обсуждать, и, конечно, принимать решения по этому поводу.
Также необходимо развивать конкуренцию, снижать избыточное присутствие государства в экономике, повышать инвестиционную привлекательность регионов и серьезно перестраивать систему государственного управления.
Важная особенность современной экономики, которая касается всех, – это резкая политизация международных экономических отношений. Нам от этого сейчас никуда не уйти. Силовой подход, санкции, которые всегда идут вразрез с экономическими соображениями, политически мотивированные барьеры для взаимовыгодных проектов сегодня постоянно генерируют напряженность в мире.
Но в глобальной экономике существует и другой тренд. Считаю, что именно он остается фундаментальным и долговременным. Все более интегрированными и взаимозависимыми становятся товарные рынки, целые отрасли. Они объединяют мировую экономику и возможности, которые несет следующая технологическая волна, так называемая четвертая промышленная революция, которая дает очевидный ответ: глобальный характер экономики усиливается. Понятно, что это одновременно означает и усиление конкуренции. Поэтому глобализацию не надо спасать. Если политики не будут ей активно мешать, то она вполне в состоянии вытащить себя сама, в том числе за счет новых механизмов глобального управления, включая такие форматы, как G20, который все больше приходит на смену "Большой семерке", "восьмерке". Россия не хочет и не будет закрываться, мы не собираемся игнорировать глобальные тренды. Наша задача – максимально использовать их для решения своих задач.
Когда-то Ли Куан Ю говорил, что страна, которая проводит реформы, должна искать собственную нишу в мировой экономике. Поэтому мы настроены и на развитие международной торговли, и на создание собственных цепочек добавленной стоимости, и на более активное участие во внешнеэкономических союзах и соглашениях.
Почти все эксперты считают, что переход к цифровой экономике, который сейчас происходит, в том числе приведет и к пересмотру роли государства в управлении экономикой. Вся система государственного управления как минимум должна адаптироваться к объекту воздействия, прежде всего по быстроте и качеству принимаемых решений. Скорости в современном бизнесе просто космические. Компании типа Uber или WhatsApp, к примеру, зарабатывают свой первый миллиард примерно за два года, хотя раньше на это уходили десятилетия. Нужно оценить масштаб этих изменений, и такие качественные изменения должны обязательно учитываться при реформировании государственного аппарата.
Другими словами, в цифровой экономике государственные структуры, чтобы работать эффективно, должны быть компактными, современными, максимально гибкими. Это не означает, что мы должны автоматически переносить сюда все бизнес-практики. Мы понимаем, что это далеко не всегда возможно. Но стремиться к оптимизации, двигаться в направлении ускоренной цифровизации государственного сектора необходимо, при этом нужно учиться у лидеров в этой области. У нас такие планы были и остаются. Есть скромные успехи в этой области, в том числе развитие онлайн-сервисов в сфере государственных услуг, электронных закупок, онлайн-образования и онлайн-медицины".