switch to english go to main

Контрреволюционный бюджет

24.03.2009 - 12:02
18 марта Минфин внес в правительство скорректированный проект бюджета-2009

18 марта Минфин внес в правительство скорректированный проект бюджета-2009. 19 марта он был рассмотрен и одобрен кабинетом министров. Главная задача новой редакции основного финансового закона страны — предотвратить рост социальной напряженности. Ради ее решения решено пожертвовать всеми новыми начинаниями последних лет — государственными инвестиционными проектами, развитием регионов и реформами силовых структур.

Ключевой фактор

Новый, "кризисный" бюджет давно ожидался рынком. До сих пор было непонятно, насколько сильно кризис затронул российскую экономику и каков правительственный сценарий ее развития. Теперь, по крайней мере, становится понятно, как будет жить страна в условиях резкого сокращения нефтедолларовых доходов (если, конечно, цены на нефть снова не рухнут, что потребует очередной коррекции бюджета).

Среднегодовой прогноз цены на нефть в документе определен на уровне $41 за баррель, что соответствует февральским прогнозам Минфина и Минэкономразвития. При этом власти все еще не считают эту цифру окончательной. Так, 13 марта президент России Дмитрий Медведев на заседании Совета законодателей заявил: "Если в результате кризисных явлений цены на нефть, которые заложены в условиях развития нашей страны — а в сценарных условиях развития России заложен прогноз цены на нефть в размере $41 за баррель — будут критически падать, нам придется принимать дополнительные ограничительные меры. В очередной раз встанет и вопрос бюджетного дефицита. К этому нужно быть готовыми".

В настоящее время цена нефть на мировых рынках колеблется в коридоре $42-45 за баррель Brent (по фьючерсу с исполнением в конце марта). И 18 марта, например, цены упали на 5,7% (до $43,14). Более долгосрочный прогноз еще мрачнее: апрельский и майский фьючерсы торгуются по ценам около $40 за баррель, цена на летние фьючерсы не превышает $37 за баррель.

Дополнительным фактором, не позволяющим нефтяным ценам стабилизироваться и расти, стало решение ОПЕК от 15 марта не ограничивать квоты на добычу. Как заявил председатель ОПЕК министр энергетики Алжира Шахиб Хелиль, "участники рынка ожидали, что ОПЕК снизит производство нефти на 0,5-1 млн баррелей в сутки. Однако теперь до конца мая, когда ОПЕК проведет очередное заседание и вновь оценит ситуацию на рынке, квоты на добычу нефти останутся на уровне 24,84 млн баррелей в сутки". На ожиданиях сокращения добычи мировые цены на нефть взлетели 12-13 марта на 11%.

Но есть и позитивные прогнозы. Например, 18 марта Bank of America Securities — Merrill Lynch повысил прогноз стоимость нефти марки Brent в 2009 году с $50 до $52 за баррель. В то же время прогноз цены нефти в 2010 году был понижен с $70 до $62 за баррель, а долгосрочный — с $90 до $72 за баррель. "Масштабное, резкое снижение процентных ставок странами с развивающимися экономиками и обширная финансово-бюджетная политика, вероятно, помогут поддержать потребность в энергии или цены на нефть или все вместе. Мы полагаем, что предложение нефти во второй половине 2009 года снизится больше, чем ожидалось ранее, что окажет поддержку ее стоимости. Но восстановление цен на нефть будет проходить более медленными темпами, что и привело к понижению прогнозов на 2010 год и долгосрочного прогноза относительно стоимости нефти",— говорится в обзоре банка.

Как бы то ни было, стоит отметить, что при стоимости нефти более $42 за баррель ОПЕК не снижает квоты (хотя и призывает это сделать другие страны, в том числе Россию). Можно с некоторой уверенностью говорить о том, что среднегодовая цена на нефти $41 за баррель, заложенная в российский бюджет, адекватна ситуации. А значит, и сам бюджет достаточно реалистичен.

Выигравшие и проигравшие

При снижении ключевого параметра более чем вдвое (с первоначально заложенных $95 до $41 за баррель нефти, что, по мнению Минфина, приведет к сокращению нефтегазовых доходов на 56,16%) бюджет не может не быть секвестирован. А значит, появятся пострадавшие: регионы, отрасли и секторы.

По сравнению с прежними планами правительства в новом бюджете доходы сокращаются на 4,2 трлн руб. — с 10,9 трлн до 6,7 трлн руб. Расходы увеличиваются с 9 трлн до 9,7 трлн руб. Дефицит составляет 2,9 трлн руб. При этом Минфин прогнозирует увеличение инфляции с 8,5% до 13%. Среднегодовой курс доллара зафиксирован на уровне 35,1 руб.

Прогнозируется также снижение ВВП на 23,3% по сравнению с первоначальными планами, или на 2,2% в реальном выражении (с учетом инфляции) по сравнению с 2008 годом. Кроме того, по мнению Минфина, на 7,4% в реальном выражении по сравнению с 2008 годом должно упасть промышленное производство.

Наибольшему секвестированию подверглась статья "другие общегосударственные вопросы" — на 56,4%, хотя по сравнению с бюджетом-2008 и наблюдается увеличение на 19,1%. По этой статье обычно осуществлялось финансирование государственных инвестиционных проектов. Теперь о новых проектах, видимо, придется забыть, а существующие будут финансироваться из остатков средств Инвестфонда. Возможно возвращение приметы позднего социализма — объектов незавершенного строительства, иначе говоря, долгостроев.

Серьезно сокращены также дотации на развитие регионов — на 19,9% по сравнению с предыдущими планами и на 9,5% по сравнению с 2008 годом. Сокращению подверглась статья "Субсидии бюджетам субъектам РФ", при этом расходы на социальные нужды для регионов даже увеличены (статья "Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов" выросла по сравнению с 2008 годом на 35,9%). Таким образом, правительство существенно урезает помощь регионам из центра. Учитывая, что многие регионы в предыдущие годы размещали довольно большое количество облигаций, это будет тяжелым ударом. Возможно, предстоят дефолты по субфедеральным облигациям.

Также существенному сокращению подверглась статья "Закупки в Росрезерв" — на 27,1% по сравнению с планами и на 22,6% по сравнению с 2008 годом. Это означает, например, что производители зерна в 2009 году вряд ли смогут предложить Росрезерву свою продукцию, что осложнит им сбыт. А вкупе с сокращением на 15,3% по сравнению с планами и на 47,1% по сравнению с 2008 годом статьи "Сельское хозяйство" инвестиционная привлекательность агроотрасли, вероятно, будет падать.

Серьезно сокращается также финансирование силовых структур. Расходы на "функционирование вооруженных сил РФ" по сравнению с 2008 годом увеличатся на 14,8%, но сразу после августовской войны с Грузией их предполагалось увеличить более чем на 22%. Теперь они потеряют 77,1 млрд руб. Также сокращены бюджеты МВД, ФСБ, МЧС и Роснаркоконтроля. Правительство практически отказывается от реформы внутренних войск и МВД, сокращая соответствующие затраты на 95,2%.

В целом новый бюджет направлен на обеспечение социальных гарантий — из "социальных" статей сокращена лишь стационарная медицинская помощь (на 8,1% по сравнению со старым бюджетом при увеличении на 24,8% по сравнению с 2008 годом). Все остальные социальные расходы увеличены.

Из выигравших отраслей можно отметить те, которым уже пошла антикризисная помощь. Прежде всего это банки. Свои 300 млрд руб. они, видимо, получат. Общий же объем антикризисных программ составляет 1,61 трлн руб. Из них 602 млрд руб. пойдут на поддержку отраслей и населения (пропорции пока не детализированы), 100 млрд — на программы занятости и пособия по безработице, 389 млрд —на трансферты внебюджетным фондам, 150 млрд — на поддержку регионов, 300 млрд — на банки. Таким образом, явно выигравших от нового бюджета отраслей в экономике нет, это бюджет выживания и предотвращения социального недовольства.

Источник: 
"Коммерсантъ"
+7 (8142) 78-33-02  /  +7 (8142) 71-10-96
Поддержка сайта: Центр бюджетного мониторинга ПетрГУ © 2000—2018