Сегодня вступает в силу закон о скорректированном бюджете страны на 2009 год. Ситуация, сложившаяся в мировой и российской экономиках, заставила серьезно пересмотреть основные параметры этого документа - и количественные, и качественные.
Теперь каждый седьмой рубль, потраченный из государственной казны, пойдет на реализацию антикризисной программы. Но при этом новый бюджет сохранил свой главный приоритет - социальную направленность.
Он во многих отношениях принципиально отличается от тех, которые принимались в предыдущие годы. Во-первых, мы отошли от только что введенного трехлетнего бюджетного планирования, поскольку сейчас очень велика степень неопределенности экономической ситуации. Во-вторых, в прежние годы поправки в бюджет были связаны с получением дополнительных доходов. Сейчас они внесены в связи с тем, что из-за кризиса доходы, наоборот, резко упали. Кстати, правительство нередко критиковали за то, что оно намеренно занижает прогноз доходов. Теперь мы видим: дело не в этом, а в непредсказуемости цен на нефть.
И, наконец, в-третьих, впервые с 2000 года вместо профицита будет большой бюджетный дефицит. Резко сокращаются нефтегазовые доходы из-за падения цен на нефть. Более того, подешевели практически все товары российского экспорта, увеличился отток капитала из страны, упало производство. К этому добавились меры правительства по снижению налоговой нагрузки на 595 миллиардов рублей.
В результате доходы бюджета оказываются на 39 процентов меньше, чем в первоначальном варианте. Тем не менее расходы не снижены, а даже увеличены до 9,7 триллиона рублей. Это ключевой элемент антикризисной политики. Сократив расходы, мы бы дополнительно уменьшили внутренний спрос, усилив тем самым воздействие кризиса на экономику.
Разрыв между доходами и расходами составит в этом году 7,4 процента ВВП. Это один из самых высоких дефицитов в мире. Все страны сейчас корректируют свои бюджеты, но дефицит больше, чем у нас, только в США. В большинстве государств он существенно меньше. Но у нас есть, чем профинансировать дефицит - основная нагрузка ляжет на Резервный фонд, из которого на эти цели будет потрачено 62 процента средств, примерно 2,7 триллиона рублей.
Дополнительные расходы на антикризисные меры составят почти 1,4 триллиона рублей. Самое крупное направление - дополнительные трансферты внебюджетным фондам. Это 389 миллиардов рублей. Практически вся сумма достанется Пенсионному фонду - 349 миллиардов.
Дело в том, что, по новым оценкам, фонд заработной платы предприятий окажется на 17 процентов меньше, чем планировалось. Уменьшится и число работников, выплачивающих социальные взносы - следовательно, бюджет пенсионной системы недосчитается большой части доходов. Но благодаря поддержке из госказны пенсии в этом году будут не ниже, а даже выше, чем заложено в первом варианте бюджета. С 1 декабря - уже третья индексация составит не 26,2 процента, а 31,4 процента. Увеличиваются и другие социальные выплаты.
Второе по величине направление антикризисных расходов - поддержка экономики, на что пойдет 271 миллиард рублей. И третье направление, на которое пойдет 104 миллиарда рублей, это рынок труда и социальная политика. Уже увеличены пособия по безработице, будут выделены средства на переподготовку работников, их переквалификацию. Кроме того, в этом году материнский капитал можно будет использовать досрочно на погашение ипотечных кредитов. Получат поддержку и регионы. Ослабленный кризисом банковский сектор получит 300 миллиардов рублей.
Все эти изменения резко меняют структуру расходов бюджета. Значительно увеличиваются они по двум направлениям. По сравнению с прошлым годом на национальную экономику расходы вырастут не на 5 процентов, а на 70 процентов. И трансферты региональным бюджетам и внебюджетным фондам вместо роста на 12 процентов увеличатся на 29 процентов. Все же другие направления сокращаются. Особенно это касается общегосударственных расходов, включая содержание госаппарата. По сравнению с 2008 годом они увеличатся не на 45 процентов, а только на 22 процента.
А теперь об уроках на будущее.
Последствия кризиса во многом оказались столь тяжелыми для нашей страны из-за того, что мы отошли от принципа, который неоднократно повторялся в бюджетных посланиях: расходы должны увеличиваться в меру роста ВВП. Однако все проблемы из года в год решались путем увеличения ассигнований.
Это стало одной из причин перегрева экономики, что сделало нас более уязвимыми для ударов кризиса. Создание Резервного фонда позволило пережить его начальный период и поможет решать новые проблемы, которые еще возникнут в этом году. Но потом мы уже не сможем позволить себе такой высокий уровень дефицита. В будущем году он должен составить максимум 5 процентов ВВП, а затем не более 3 процентов. И даже это будет достаточно трудно профинансировать, поскольку, скорее всего, в 2010 году Резервный фонд практически иссякнет. Поэтому перед нами стоит задача существенно скорректировать всю бюджетную политику. И уже не в пожарном порядке, а в более планомерном режиме реформировать расходы. Оценить, какую они дают отдачу, и в будущем отказаться от неэффективных трат. И параллельно запустить программы реформирования тех бюджетных секторов, где возможен прорыв. А их у нас немало.
Другая, более общая проблема - почему мы от быстрого роста экономики перешли к такому серьезному спаду производства. Во многом виновата сохранившаяся зависимость от сырьевого сектора. Значит, надо работать над тем, чтобы диверсифицировать экономику. Тогда она не будет так подвержена внешним шокам, станет меньше зависеть от колебаний мировых цен на сырьевые товары.