Правительство РФ на заседании президиума в среду рассмотрит прогноз социально-экономического развития и проект бюджета страны на 2012-2014 годы, говорится в материалах к заседанию.
Нефть дороже, рост ВВП ниже
Минэкономразвития России уточнило оценку отдельных макроэкономических показателей как на текущий год, так и на ближайшую трехлетку.
В частности, в 2011 году повышена прогнозная оценка цены на нефть до 108 с 105 долларов за баррель, при этом снижается прогноз по росту ВВП - до 4,1% с 4,2%, прогнозировавшихся ранее, а промпроизводства - до 4,8% с 5,4%. При этом рост розничной торговли составит 5,3% (ранее - 3,8%), продукции сельского хозяйства - 13,7% (с 11,8%), реальной заработной платы - 3,6% (с 3,3%). Инфляция в 2011 году не превысит 7% против прогнозируемых ранее 7,5%.
Предполагается, что индекс реального эффективного курса рубля в 2011-2014 годах составит 8,3% против прогнозируемых ранее 15,1%.
Умеренно-оптимистичный вариант прогноза, рассматриваемый в качестве базового для разработки параметров федерального бюджета на 2012-2014 годы, предполагает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и человеческого капитала в 2013-2014 годах. Этот вариант исходит из благоприятных оценок внешних условий, в том числе стабилизации цены на нефть марки Urals на уровне 100 долларов за баррель в 2012 году, 97 долларов - в 2013 году, 101 доллара - в 2014 году, рост мировой экономики составит 3,5-4%.
Предполагается, что темпы роста ВВП изменятся с 3,7% в 2012 году до 4% - в 2013 и 4,6% в 2014 году. Рост промпроизводства в 2012 году составит 3,4%, в 2013 - 3,9%, в 2014 - 4,2%. Темп роста реальной заработной платы увеличатся с 5,1% в 2012 году до 6,3% в 2014 году, а реальные располагаемые доходы населения - с 5% до 5,3%.
Инвестиции в основной капитал в 2011 году вырастут на 6%, в 2012 - на 7,8%, в 2013 - на 7,1%, в 2014 - на 7,2%. Инфляция оценивается в 2012 году на уровне 5-6%, в 2013 - 4,5-5,5% и в 2014 - 4-5%.
Консервативный вариант прогноза предполагает сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту, отсутствие притока капитала при медленном восстановлении инвестиционной активности и сокращении реальных государственных расходов на развитие. Рост ВВП в 2012-2014 годах прогнозируется на уровне 2,8-3,8%, что ниже роста мировой экономики.
Тарифы по-новому
Рост цен на электроэнергию (регулируемых тарифов и рыночных цен) для всех категорий потребителей, исключая население, предполагается в 2012 году на уровне 7-8%, в 2013-2014 годах - 9-11% ежегодно.
Индексация в 2012-2014 годах регулируемых тарифов на электроэнергию для населения будет производиться в июле. Так, с 1 июля 2012 года они вырастут на 6%, 1 июля 2013 года - на 10-12% и 1 июля 2014 года - на 10-12%. В результате в среднем за год их рост для населения составит в 2012 году - 3%, в 2013 - 8-9% и в 2014 - 10-12%.
Индексация регулируемых тарифов сетевых организаций также будет производиться в июле. Тарифы вырастут 1 июля 2012 года на 11%, а 1 июля 2013-2014 годов - на 9-10% ежегодно. В результате в среднем за год их рост составит в 2012 году - 6%, в 2013 - 10% и в 2014 - 9-10%.
Индексация регулируемых тарифов на тепловую энергию будет произведена два раза в 2012 году - на 6% с 1 июля и еще на 6% с 1 сентября, в 2013 году - на 8% с 1 июля и в 2014 году - на 12% с 1 июля. В результате в среднем за год рост регулируемых цен на тепловую энергию в 2012 году составит 4,8%, в 2013 - 11% и в 2014 - 9,5-10%.
Регулируемые тарифы на природный газ будут увеличиваться ежегодно 1 июля в размере 15%. В результате в среднем за год предельный рост цен на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, в 2012 году составит 7,1%, а для населения - 10,4%. В 2013 - 2014 годах их рост для всех категорий потребителей в среднем за год не превысит 15%.
Регулируемые тарифы на железнодорожные грузовые и пассажирские перевозки будет увеличиваться в январе: 1 января 2012 года - в размере 6% и 10% соответственно, 1 января 2013 года - в размере 5,5% и 10%, 1 января 2014 года - 5% и 10%. В результате в среднем за год рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки составит в 2012 г. - 6%, в 2013 - 5,5% и в 2014 - 5%, а на пассажирские перевозки - 10% ежегодно.
Дефицитный бюджет на три года
Дефицит бюджета в 2012 году составит 869,2 миллиарда рублей, в 2013 году - 1,005 триллиона рублей, а в 2014 году - 478,5 миллиарда рублей.
При этом прогнозируется, что общий объем доходов федерального бюджета в 2012 году составит 11,789 триллиона рублей, расходов - 12,658 триллиона рублей. В 2013 году доходы бюджета составят 12,715 триллиона рублей, а расходы - 13,72 триллиона рублей, в 2014 году доходы составят - 14,101 триллиона рублей, а расходы - 14,58 триллиона рублей.
Минфин прогнозирует снижение доходов федерального бюджета до 20,1% в 2012 году с 20,7% ВВП в 2011 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,5% ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,2% ВВП в 2011 году до 8,5% ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,5% к ВВП и в 2014 году достигнут 11% ВВП.
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено снижением цены на нефть и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, а также более низкими темпами роста курса доллара по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов добычи нефти по сравнению с темпами роста ВВП.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам. Всего изменения налогового законодательства увеличат доходы федерального бюджета в 2012 году на 198,1 миллиарда рублей или 0,3% от ВВП, в 2013 году на 263,6 миллиарда рублей или 0,4% от ВВП, в 2014 году на 419,5 миллиарда рублей или 0,6% от ВВП.
Дефицит федерального бюджета будет покрываться преимущественно за счет госзаимствований и средств, поступающих от приватизации госактивов.
В 2012-2014годах российские власти планируют перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Средства Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах планируется использовать только в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.
Расходы растут...
Как говорится в материалах, на изменение расходной части бюджета повлияли такие решения, как передача с 2012 года финансового обеспечения полиции в федеральный бюджет, индексации с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных госучреждений, зарплаты судей и прокурорских работников, федеральных госслужащих, а с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и стипендий для обучающихся в вузах с 1 сентября 2012 года на 6 %.
Также изменения были связаны с тем, что будут компенсироваться выпадающих доходы соцфондов с учетом снижения на 2012-2013 годы ставки страховых взносов с 34% до 30% (с установлением ставки страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тысяч рублей в 2012 году и 573 тысяч рублей в 2013 году в размере 10%), а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 %. На компенсацию выпадающих доходов в связи со снижением страховых взносов предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году на сумму 270,5 миллиарда рублей и в 2013 году - на 317,4 миллиарда рублей.
Кроме того, будет проведена индексация с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5% расходов на обеспечение выполнения функций федеральных госорганов и обеспечение деятельности федеральных госучреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих.
... и снижаются
Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, отмечается в документах.
"Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем в 2013 году, ряда федеральных целевых программ, единовременностью субсидии государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", - говорится в материалах к президиуму.
Уменьшение бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 и 2014 годах. Вызвано завершением в 2013 году мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 года обеспечения деятельности профтехучилищ на региональный уровень в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.
Уменьшение расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2013 и 2014 годах вызвано, в основном, тем, что в рамках проводимой реформы здравоохранения денежные выплаты врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медсестрам, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и т.д. планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования.
По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором уменьшения их объема является завершение отдельных ФЦП и непрограммной части ФАИП при ограничении вновь начинаемых программ.
Другие вопросы
Кроме того, президиум правительства в среду рассмотрит проекты бюджетов Пенсионного фонда России (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС) и Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС).
Доходы ПФР оцениваются в 2012 году на уровне 5,697 триллиона рублей, расходы - в размере 5,407 триллиона рублей, профицит фонда составит 289,6 миллиарда рублей.
Проектом бюджета ФСС предусмотрены доходы на 2012 год в размере 579,6 миллиарда рублей, на 2013 год - 618,8 миллиарда рублей, на 2014 год - 667,5 миллиарда рублей. Расходы ФСС на следующий год предусмотрены в размере 577,2 миллиарда рублей, на 2013 год - 613,4 миллиарда рублей, на 2014 год - 658,6 миллиарда рублей.
Законопроект об ОМС предусматривает доходы в размере 891,7 миллиарда рублей на 2012 год, на 1,034 триллиона рублей на 2013, 1,188 триллиона рублей на 2014 год. В 2011 году бюджет фонда составил 336 миллиардов рублей. Расходы предусмотрены в сумме: на 2012 год - 891,7 миллиарда рублей, на 2013 год - 1,034 триллиона рублей, на 2014 год - 1,188 триллиона рублей.
Кроме того, правительство обсудит пакет поправок в федеральный закон об обязательном медицинском страховании, цель законопроекта - уточнить порядок финансирования и реализации региональных программ модернизации здравоохранения в 2011-2012 года.
Также планируется рассмотреть предложение Минздравсоцразвития РФ ввести упрощенный порядок начисления и взыскания с работодателя процентов на сумму просроченной задолженности по зарплате. Кроме того, президиум рассмотрит законопроект, который предлагает увеличить с 1 января 2012 года размер ежегодной компенсации инвалидам по зрению расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников до 17,4 тысячи рублей.
На заседании президиума будет рассмотрен проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) на 2012 год и на период 2013 и 2014 годов.
Кроме того, правительство рассмотрит законопроект о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.