Правительство приступило к обсуждению основных параметров бюджета на 2012-2014 годы. Пока глава Минфина Алексей Кудрин прогнозирует его дефицит на будущий год в 2-3% ВВП при цене нефти в 93 доллара за баррель. Эксперты же считают, что "дыра" в бюджете может быть более существенной. Скорее всего, доходы бюджета будут ниже расчетных. Зато расходы, учитывая предвыборные обещания властей, могут оказаться значительно выше планируемых.
К обсуждению бюджета на 2012-2014 годы кабинет министров приступил на прошлой неделе. Доходы в 2012 и 2013 годах составят примерно 10,3 трлн и 11,3 трлн рублей, подсчитали в Минфине.
Дефицит бюджета в следующем году может составить 2-3% ВВП при цене на нефть в 93 доллара за баррель, при цене 105 долларов за баррель – "дыра" в казне уменьшится до 1-1,5% ВВП. Как подсчитали в Минфине, федеральный бюджет в будущем году может стать бездефицитным только при среднегодовой цене на нефть в 120 долларов за баррель.
Источники покрытия дефицита известны: это внешние займы и дополнительные доходы от новой волны приватизации. Правда, пока не ясно, сколько денег может поступить в казну от продажи кусков госсобственности.
Уже имеющееся превышение расходов над доходами, похоже, главное финансовое ведомство страны не пугает. Глава Минфина предложил и дальше наращивать расходы бюджета в следующие два года на уровне роста ВВП. "В том сценарии, который мы хотим взять за базовый, расходы будут расти на 8-10%, а в реальном выражении это примерно 3-4%. Наша цель – чтобы в реальном выражении (за вычетом инфляции – РИА Новости) расходы росли не выше, чем прирост экономики", – пояснил Алексей Кудрин. Затем ведомство планирует приступить к сокращению расходов в реальном выражении.
Погадаем на нефтяные цены
Такое планирование бюджета является достаточно рискованным, считают эксперты. "Цена нефти в 120 долларов за баррель, при которой бюджет может быть сбалансированным, – фантастическая, – считает главный аналитик компании "МК-Аналитика" Олег Буклемишев. – Нет никаких оснований считать, что в среднесрочной перспективе цена на нефть будет выше 100 долларов".
Еще один источник бюджетного риска, по словам Буклемишева, – это банковский сектор. "Доля "плохих" кредитов сейчас составляет, по оценкам ЦБ, 11-12% ВВП, и к концу года она может возрасти на треть", – опасается эксперт. Проблема – в нагромождении активов и беспорядочной кредитной политике банков. "На закрытие "дыры" в банковских балансах может уйти существенная часть ВВП", – предостерегает Буклемишев, приводя в пример ситуацию в Ирландии. "В Ирландии во время кризиса государство гарантировало пассивы банковской системы, и госдолг начал прирастать на 30% в год, – говорит аналитик. – В итоге страна оказалась на грани дефолта".
"Социалка" давит на бюджет
Социальные расходы в предвыборный год растут, причем значительно. "Каждый день мы слышим что-то новое – то премьер-министр на совещании в Тольятти заявляет о беспрецедентном увеличении военных расходов, то президент после посещения детской больницы обещает резкий рост зарплат врачам", – напоминает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
С 1 сентября этого года зарплаты учителей вырастут сразу на треть. Также на треть в ближайшие два года увеличится фонд оплаты труда медработников. На 9% с 1 сентября 2011 года будут проиндексированы стипендии студентам. На "социалку" в текущем году дополнительно выделено 128 млрд рублей.
Трудно представить, как все эти обещания будут выполняться, отмечают эксперты. "Складывается такое впечатление, что власти начинают терять контроль над своими же обещаниями по расходам", – говорит Игорь Николаев. Проблема в том, что от исполнения социальных обязательств нельзя отказаться. "По ним нельзя объявить дефолт, и при этом они индексируются в размере инфляции, то есть они являются неноминальными", – пояснил Буклемишев.
Пока социальные обязательства финансируются за счет сверхдоходов, получаемых от высокой цены на сырье на мировом рынке. "Однако беспокойство вызывает не текущий, а 2012 и последующие годы. При наращивании расходов и снижении цен на нефть бюджетный дефицит будет расти и к 2014 году может составить 7-8% от ВВП", – считает Игорь Николаев. При таком дефиците сложно рассчитывать на рост экономики.
Военным обещали деньги
В ближайшие годы значительные средства обещаны вооруженным силам. Около 20 трлн рублей планируется потратить на госзакупки нового вооружения, еще 3 трлн рублей – на переоборудование оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, с 1 января 2012 года военные ожидают существенного увеличения денежного довольствия, напоминает директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин. Лейтенантам вооруженных сил обещана, например, заработная плата в размере около 50 тысяч рублей в месяц. В истории новейшей России таких расходов еще не было. Но экспертов смущает закрытость оборонного бюджета и, как следствие, серьезная возможность для коррупции. Потому пока сложно сказать, сколько на самом деле денег будет потрачено на модернизацию армии и повышение довольствия военнослужащих, отмечает Шаравин.
Замороженная реформа
Замораживание реформы пенсионной системы также является риском для бюджета будущих лет. При этом чиновники заявляют, что коэффициент замещения (соотношение пенсии к зарплате) должен составлять, как рекомендует Международная организация труда, 40%. Без реформы достичь такого результата невозможно.
"Нельзя откладывать принятие неприятных решений – в частности, повышение пенсионного возраста, которое должно стать одной из мер пенсионной реформы", – говорит Олег Буклемишев. Отказ от проведения непопулярной пенсионной реформы приведет к тому, что через некоторое время на выплаты пенсионерам будет тратиться до трети бюджета, опасается эксперт.
Пока же экономическая ситуация в стране развивается по худшему, то есть инерционному варианту. Бюджетные расходы растут, реформы буксуют. Бизнес, похоже, в светлое будущее не верит и занимается выводом капитала из России. За весь 2010 год отток капитала из России составил 38,3 млрд долларов. Всего за четыре месяца – январь-апрель 2011 года, по данным ЦБ, из страны уже "утекло" почти 30 млрд долларов.