4. Российский опыт по повышению прозрачности и общественному участию в бюджетном процессе
Изложенные выше методические основы повышения прозрачности и
подотчетности в бюджетной сфере были реализованы в программе
Санкт-Петербургского Центра “Стратегия” “Прозрачный бюджет” в 1998-2004 г.г.
Цели данной программы –
развитие общественного участия в бюджетном процессе на уровне муниципальных
образований и субъектов федерации, а также содействие в реализации подобных
инициатив путем оформления накопленного опыта в методические рекомендации и документы,
сопровождающие каждый этап работы. Программа осуществлялась в Санкт-Петербурге,
Мурманске, Петрозаводске, Великих Луках, Пскове, Самаре, Новосибирске,
Южно-Сахалинске, Калининграде, Ленинградской области.
В рамках программы были решены следующие основные задачи:
-
разработаны “стандарты” прозрачности, учитывающие российскую специфику;
-
проведена оценка и анализ прозрачности бюджетного процесса и
общественного участия;
-
расширены практики общественного участия;
-
развит прикладной бюджетный анализ;
-
организовано обучение лидеров некоммерческих организаций и экспертов в
предметной области общественного участия и бюджетного анализа;
-
создано информационное обеспечение проекта и других групп, работающих с
бюджетами российских городов и субъектов Российской Федерации.
Оценка и анализ прозрачности
бюджетного процесса и общественного участия проводилась:
-
на уровне муниципального образования (города Мурманск, Петрозаводск,
Великие Луки);
-
на уровне субъекта РФ (Новосибирская, Самарская, Псковская,
Сахалинская, Калининградская, Ленинградская области, Санкт-Петербург).
В 2002-2004 г.г. продолжалось внедрение социальной технологии «Прозрачный бюджет» в регионах России. Для достижения данной цели и обеспечения устойчивости результатов бюджетной работы были поставлены и успешно выполнены следующие четыре основные задачи:
1. Развитие прикладного
бюджетного анализа.
2. Создание Школы прикладной
бюджетной работы для обучения независимых экспертов, лидеров НКО и
представителей органов власти и управления.
3. Мониторинг бюджетной работы
в регионах России с акцентом на территории, где ранее осуществлялся проект.
4.
Информационное обеспечение проекта и других групп, работающих с
бюджетами территорий.
По материалам бюджетов всех
регионов программы были осуществлен прикладной бюджетный анализ (в виде
развернутых докладов или бриф-анализов).
- подготовлены и апробированы 4 экспертные работы
методического характера.
В 2000-2001 гг. по
инициативе и при организационной, методической, экспертной поддержке Центра “Стратегия” прошли общественные слушания по вопросам бюджета в
городах Санкт-Петербург, Петрозаводск, Великие Луки, Самара, Мурманск, Псков.
Круглые столы по бюджетным проблемам состоялись в Южно-Сахалинске и Новосибирске.
В 2001-2002 г.г. и в
дальнейшем упор был сделан на участии экспертов программы в обсуждении
бюджетных решений в органах власти (Санкт-Петербург, Новосибирск).
Основные
результаты проекта СПб гуманитарно-политологического центра «Стратегия»:
•
Подготовлены, изданы и распространены 33 текста анализа бюджета в семи
регионах, из них 9 текстов в Санкт-Петербурге. Данная работа позволила
инициировать общественную дискуссию вокруг проблем бюджетного процесса, выявить наиболее
социально важные причины, требующие общественного участия и повышения прозрачности
бюджета, включить НКО в подготовку, обсуждение и реализацию отдельных бюджетных
решений
•
Распространены 32 бриф-анализа бюджета.
•
Методикой ПБА овладели 27 экспертов из регионов России.
•
Разработаны, изданы и распространены «Методические рекомендации по
освоению и продвижению социальной технологии «Прозрачный бюджет». Методические
рекомендации предназначены для НКО, инициирующих освоение и продвижение
социальной технологии, а также для тех, кто интересуется проблемами разработки
и реализации социальной технологии в России, включая представителей НКО,
властных структур научного сообщества
•
Разработан, издан и распространен «Словарь по бюджетной работе». Данное
издание включает в себя более 50 терминов, наиболее часто используемых в бюджетном процессе в России. Книга
рассчитана на депутатов и служащих органов власти, начинающих свою работу с
бюджетом; представителей НКО, а также заинтересованных граждан.
•
Реализованы конкретные акции прикладных бюджетных групп на территориях
проекта по общественному участию в бюджетном процессе (общественные слушания,
выступления экспертов в СМИ, участие НКО в совещательных структурах при органах
власти, подготовка и осуществление мероприятий в рамках целевых программ и
т.д.).
•
Осуществлены анализ развития прикладной бюджетной работы в России и
выполнена оценка перспектив расширения общественного участия.
•
Опубликован и распространен «Анализ прозрачности бюджетного процесса и
общественного участия в регионах проекта».
•
Издана и распространена книга «Городские жители и власти – на пути к
сотрудничеству: бюджет, который можно понять
и на который можно влиять»
«История успеха».
•
130 человек обучены технологии
внедрения социальной технологии «Прозрачный бюджет». Созданы предпосылки для
самостоятельного участия обученных активистов в бюджетном процессе
•
Проведен мониторинг общественного участия и повышения прозрачности
бюджета в регионах- участниках проекта и федеральных округах России в
регионах-участниках проекта и федеральных округах – потенциальных
«потребителей» социальной технологии «Прозрачный бюджет».
•
Создан информационный ресурс для бюджетных групп www.transparentbudget.ru
К числу
наиболее важных результатов проекта, имеющих определяющее значение в
продвижении технологии «Прозрачный бюджет» в регионах России, следует отнести:
§
методическая регламентация и стандартизация приемов и процедур освоения
и продвижения социальной технологии «Прозрачный бюджет», что позволяет ее
многократно применять и тиражировать на региональном и местном уровнях, в том
числе вне рамок проекта. По существу, в России это первый опыт методического
обеспечения в сфере социальных технологий;
§
образовательный модуль Школы прикладной бюджетной работы, основанный на
«обучении действием» с использованием преимущественно активных методов обучения
взрослых, где основной организационной формой являются семинары-тренинги. Этот
модуль может быть также многократно тиражирован в регионах и МО при наличии
ресурсов и тренеров соответствующей квалификации;
§
создание в рамках проекта межрегионального экспертного сообщества,
члены которого имеют высокий профессиональный уровень в вопросах экономической,
социальной, бюджетной политики, владеют информацией по конкретной территории в
данной области. Свидетельством потенциала экспертов, уровня исследований,
проведенных в рамках проекта, в России является факт успешной защиты экспертами
двух кандидатских и одной докторской диссертации (экономические науки) и двух
кандидатских диссертаций (политические науки);
§
созданы сети как системы, связывающие НКО с властью и НКО внутри
третьего сектора, основанные на базе общих интересов для выработки решений в
области бюджетной политики, освоения и продвижения социальной технологии
«Прозрачный бюджет» путем обмена ресурсами (информационные, интеллектуальные,
организационные, финансовые) на основе принципа «равноправия» и согласования
правил коммуникаций.
Все мероприятия проекта
способствовали сетевому сотрудничеству некоммерческих организаций в
регионах-участниках проекта, межрегиональным контактам, а также межсекторному
взаимодействию.
Полученные результаты по отдельным технологиям рассмотрены
на примере технологии оценки прозрачности (см. Приложение 5).
Опыт Центра “Стратегия”, в
том числе и по методическому обеспечению данной деятельности, аккумулирован в
публикациях, подготовленных в рамках проекта “Прозрачный бюджет” (приложение
1).
Отдельно следует выделить
технологии внесения законодательных инициатив, направленных на повышение
бюджетной прозрачности.
В этой области в рамках
программы “Прозрачный бюджет” эксперты Центра “Стратегия” в 2001-2002 гг.
принимали участие в разработке следующих проектов нормативно-правовых актов:
-
проект закона Санкт-Петербурга “О показателях финансового положения
Санкт-Петербурга, подлежащих обязательному опубликованию”;
-
проект распоряжения губернатора Санкт-Петербурга “Об информационном
сопровождении бюджетного процесса в Санкт-Петербурге”;
-
проект распоряжения губернатора Санкт-Петербурга “О мерах по
обеспечению доступности для общественного контроля финансовой деятельности
учреждений образования”;
-
проект распоряжения губернатора Санкт-Петербурга “Об утверждении
типовых форм финансовой отчетности для бюджетных учреждений и некоммерческих
организаций, оказывающих услуги населению за счет средств бюджета Санкт-Петербурга”
Анализ освоения и продвижения социальной технологии
«Прозрачный бюджет» в регионах России выявил следующие позитивные результаты и
проблемы.
Позитивные результаты
•
проект инициировал в регионах процесс
повышения прозрачности и развития общественного участия;
•
как результат реализации проекта идея
«прозрачности» и общественного участия осознается представителями власти и НКО
в большинстве регионов;
•
заложены основы коммуникаций
партнерских отношений «власть-НКО» в бюджетном процессе;
•
в результате образовательных
семинаров: повысился профессионализм
лидеров общественных организаций в области бюджетной политики; вырос уровень обоснованности проектов НКО; расширилось число НКО, участвующих в
бюджетном процессе;
•
законодательные инициативы, инициированные
в рамках проекта, содействовали повышению прозрачности;
•
улучшилась информированность
населения и общественности;
•
в большинстве регионов сформировалось
экспертное сообщество из числа научных работников и представителей власти.
•
недостаточная развитость в целом
Третьего сектора, отсутствие его консолидации и, как следствие, неспособность
стать влиятельным фактором публичной политики;
•
неравномерное распределение по
территории потенциала НКО;
•
недостаточно активная информационная
политика в рамках проекта, включая сотрудничество со СМИ (за исключением
Мурманской области);
•
политизированность власти и СМИ в
бюджетных вопросах;
•
созданные по инициативе власти
общественные советы ассоциируются с
властью и не пользуются доверием у НКО;
•
не сформирована законодательная база
для активного участия НКО в бюджетном процессе;
•
неразвитость диалога с исполнительной
властью;
•
противостояние городской (столичной)
и областной власти;
•
готовность власти к межсекторному
взаимодействию выше, чем в целом в Третьем секторе (например, Республика
Карелия);
•
недостаток квалифицированных
экспертов из Третьего сектора (например, СПб);
• нехватка общественных лидеров - потенциальных проводников идеи общественного участия в бюджетном процессе (например, Ленинградская обл.).
Можно прогнозировать, что вне рамок проекта процесс
повышения прозрачности будет в большинстве регионов развиваться, но с различной степенью интенсивности в
зависимости от следующих условий:
•
наличие активных лидеров НКО;
•
«преемственность» идеи прозрачности при смене
власти;
•
финансовые ресурсы;
•
развития политической системы и усиление ее
влияния на общественную жизнь.
Отдельно
следует выявить нормативно-правовое обеспечение. Хотя требования прозрачности и
общественного участия и не закреплены юридически в действующих законодательных
актах, в регионах в последнее время активно разрабатываются нормативные
документы и создаются новые организационные формы, направленные на расширение
общественного участия в бюджетном процессе. Так, в Республике Карелия создана постоянно
действующая инициативная группа по общественному участию в бюджетном процессе
на территории Республики Карелия, планировалось создание Общественного центра
бюджетной политики Республики Карелия, разрабатывается Концепция общественного
участия в процессе принятия управленческих решений, в г. Петрозаводск предусматривается участие
общественности в принятии управленческих решений, в том числе и в бюджетной
сфере. В июне 2000 г. в Устав Самарской области были внесены дополнения,
наделяющие региональные общественные организации правом законотворческой
инициативы. В Сахалинской области и других регионах созданы Общественные
палаты, что свидетельствует в пользу того, что власть готова на диалог с
Третьим сектором. Таким образом, в регионах набирает силу тенденция повышения
прозрачности и расширения общественного участия в бюджетном процессе.