2.4  Образовательные технологии

 

Особенность образовательных технологий межсекторного взаимодействия, в т.ч. социальной технологии «Прозрачный бюджет», состоит в том, что это процесс обучения взрослых, имеющий свою специфику. Как правило, участники проекта к моменту обучения обладают определенным опытом, отличаются большей зрелостью, ответственностью, концентрацией на проблемах, которые они хотели бы разрешить с помощью полученных в ходе обучения знаний, навыков, умений. Особенность таких технологий в том, что сами участники могут оказать большое влияние на образовательный процесс в соответствии со своими целями. Это делает необходимым отход от традиционных методов обучения, на основе активного использования интерактивных и инновационных методов обучения.

Таким образом, в основе образовательного компонента социальной технологии «Прозрачный бюджет» должна лежать интерактивная система краткосрочного обучения, опирающаяся на модель «Обучение действием»[1].

Техники и технологии в рамках данного подхода используются для образования в специфической области: бюджетный процесс и общественное участие. В широком смысле тематическое поле названной области – это экономические интересы НКО и граждан, реализуемые соответствующими органами власти через бюджетную политику на данной территории. К этим интересам относятся: обеспечение конституционных социальных прав граждан на образование, медицинское и социальное обеспечение, выполнение обязательств государства по социальной защите инвалидов, пожилых людей и других незащищенных категорий граждан; эффективное использование уполномоченными органами налоговых ресурсов, других доходных источников; социально-экономическое развитие территории в целом. Содержательная часть образовательного модуля  с учетом интересов, находящих свою реализацию в бюджете и в бюджетном процессе, должна быть построена.

В основу образовательных технологий целесообразно положить модель обучения, согласно которой за каждым обучающим действием следует реакция обучаемого (модель обучения Д.Киркпатрика)[2]:



Рис. 1 Модель обучения 

Соответственно, результаты образовательных технологий в области социальной технологии «Прозрачный бюджет» последовательно по этапам обучения могут быть представлены в следующем виде:

 

 Рис. 2 Результаты образовательных технологий по этапам обучения

Организационные формы образовательных технологий

 

Основной организационной формой образовательных технологий должны стать семинары-тренинги. С позиций системного подхода тренинг включает следующие взаимосвязанные компоненты[3]: цели, ресурсы, участники тренинга, группа, содержание, организация, условия, методы, инструменты, структура процесса, проведение тренинга, результаты тренинга.

Главные цели семинара-тренинга:

-         углубление знания и понимания сути социальной технологии «Прозрачный бюджет», реализуемой на основе межсекторного взаимодействия;

-         развитие умений и навыков мышления и взаимодействия в бюджетном процессе;

-         изменения в отношении или ценностях относительно социальной технологии «Прозрачный бюджет» и межсекторного взаимодействия.

Если такие цели достигнуты, то в дальнейшем возможны изменения в поведении обучаемых в реальной практике, которые приводят к развитию общественного участия в бюджетном процессе, хотя такие изменения являются результатом не только индивидуального обучения, но и широкого спектра внешних и внутренних условий.

      Таким образом, образовательная технология в рамках семинара-тренинга  начинается с этапа знакомства с идеей социальной технологией «Прозрачный бюджет», затем освоения этой идеи и заканчивается практическим использованием этой идеи в виде навыка или стиля поведения.

Программы семинаров составляют основу образовательного компонента технологии «Прозрачный бюджет» и должны адаптироваться каждый раз под специфику аудитории и ее ожидания, а также корректироваться по результатам предварительного анализа проблем региона (города), в котором осваивается и продвигается  социальная технология «Прозрачный бюджет».

В целевую группу образовательного компонента программы «Прозрачный бюджет» целесообразно включать: лидеров НКО, преподавателей ВУЗов, действующих и бывших представителей исполнительной власти, депутатов органов местного самоуправления и региональных органов власти, аспирантов и студентов, журналистов, работающих над данной темой. Образовательные  технологии должны быть направлены на развитие человеческих ресурсов общественного участия в бюджетном процессе. Для достижения этой цели должны проводиться семинары, различающиеся по целям, составу участников, планируемым результатам, степени вовлеченности в деятельность по общественному  участию в бюджетном процессе.

Рекомендуется выделять следующие три типа семинаров[4].

Семинары первого уровня – начальные, однодневные, ознакомительные, тематически однородные, призванные заинтересовать слушателей в общественном участии в бюджетном процессе. Такие семинары проводятся для популяризации идеи прозрачности бюджетного процесса, распространения методик оценки прозрачности и общественного участия, изучения и распространения форм организации общественного участия и бюджетного анализа. Основными участниками семинаров являются лидеры НКО и представители органов власти (исполнительная, законодательная, представительная).

Семинары второго уровня – региональные, двухдневные, обучающие, цель которых организовать взаимодействие НКО, органов власти и СМИ в бюджетном процессе и апробировать методики оценки прозрачности бюджетного процесса, бюджетного анализа и форм организации общественного участия на региональном (муниципальном) материале.

Семинары третьего уровня – межрегиональные, интенсивные, шестидневные, взаимообучающие. Такие семинары предполагают исследование текущей и проектирование будущей деятельности. В результате участники получают навыки общественного участия в бюджетном процессе, которые смогу применить в дальнейшей деятельности. Цели семинаров – повышение мотивации участия в бюджетном процессе и общественном контроле за расходованием средств бюджета. Одним из существенных результатов таких семинаров может стать создание или расширение межрегиональной группы экспертов.

Такое разделение условно, и при реализации образовательного модуля социальных технологий в конкретной ситуации могут быть использованы элементы, характерные для всех выделенных типов. Однако между семинарами должна существовать преемственность и кумулятивность.

Программы всех трех типов семинаров-тренингов основаны на использовании активных методов обучения взрослых. Кроме получения знаний в области методического инструментария оценки и анализа прозрачности бюджетного процесса, прикладного бюджетного анализа, общественного участия, развития умений и навыков, участники семинаров повышают свой коммуникативный, аналитический и творческий потенциал.

 

Методический инструментарий

 

В планировании семинара-тренинга важно сформировать набор инструментов и методов, способствующих эффективному достижению поставленных целей.

Использование лекций, в их классическом виде, как основного метода обучения взрослых, должно быть ограничено, поскольку речь идет об обучении взрослых и главная задача не только дать знания, но и развить умения и навыки. Однако краткая, четко структурированная лекция может создать рабочее настроение в аудитории, вызвать интерес к теме сообщения, содействовать вовлечению участников в процесс обучения. Необходимо, чтобы материал имел высокую степень новизны, был четко структурирован в соответствии  с поставленной целью, широко использовались технические средства, был подготовлен необходимый раздаточный материал, применялись интерактивные методы изложения материала.

В последнем случае лекция может принять форму диалога со слушателями-участниками семинара при доминирующем положении лектора. Однако такая форма требует от него хорошего знания предметной области (бюджетная система, бюджет, бюджетный анализ, теория и практика общественного участия и т.д.) и хорошо развитых педагогических навыков.

К активным формам обучения относится работа в малых группах, которая предполагает активную работу слушателей, а тренер выполняет роль консультанта и выходит на первый план на стадии подведения итогов и обобщения результатов наработок в группах. Такую форму целесообразно использовать в тех случаях, когда слушатели уже обладают определенными знаниями по теме (проблеме), однако, пути решения проблемы многовариантные, и у слушателей имеются «пробелы» в осмыслении проблемы и путях ее решения.

От тренера требуется грамотное планирование групповой работы, включая четкое определение целей, формулировку заданий, регламент работы, формы представления результатов работы в группе, анализ результатов, а также обеспеченность групп необходимыми рабочими материалами (темой для работы в группах может быть, например, следующая: «Если бы губернатором был я» – разработка предложений по повышению прозрачности бюджетного процесса и бюджета).

Круглый стол, как форма диалога между слушателями, дает возможность активно заявить свою позицию по проблеме прозрачности бюджетного процесса, высказать мнение по обсуждаемой проблеме и, главное, обменяться имеющимся опытом общественного участия в бюджетном процессе области (муниципалитета). При этом тренер выполняет только координирующую роль, обеспечивая бесперебойность процесса и устраняя возникающие конфликты. Если же мнения участников по проблеме существенно различаются, целесообразно организовать дискуссию. В зависимости от личности тренера и его роли, а также подготовленности участников дискуссия может быть организована по одному из трех сценариев[5]:

-         управляемая дискуссия, в центре которой ведущий-тренер, хорошо владеющий проблематикой общественного участия в бюджетном процессе, эксперт, знающий в каком направлении  должна развиваться тема дискуссии и ведущий слушателей к заранее определенному решению;

-         структурированная дискуссия, разрабатываемая ведущим-тренером для группового решения проблем путем деления слушателей на подгруппы со специальным заданием и последующим обсуждением результатов (например, высказывание слушателей при подведении итогов дискуссии);

-         свободная дискуссия, где основные действующие лица – слушатели, а тренер выступает в роли посредника, открывающего дискуссию, а затем не вмешивается в ее процесс, оставаясь в роли наблюдателя; его главная задача в этом случае – хорошо слушать и интерпретировать высказывания слушателей при подведении итогов дискуссии.

Управляемая дискуссия ориентирована на развитие логического мышления участников, структурированная и свободная – на принятие группового решения, отработку новых способов мышления, поиск консенсуса для решения проблем общественного участия в бюджетном процессе.

Деловые игры, как метод активного обучения, в практике образовательных технологий должны занять ведущее место в силу следующих причин:

-   условия обучения общественному участию в бюджетном процессе могут    быть максимально приближены к реальной практике;

-         может быть осуществлено моделирование реальных ситуаций в области бюджетного процесса по определенным правилам, с помощью которого отрабатываются навыки умения в области общественного участия в бюджетном процессе;

-         деловая игра дает возможности апробировать знания, умения, навыки, полученные в ходе семинара без риска реального экспериментирования;

-         в деловой игре могут быть проиграны процессы и ситуации в области бюджетного процесса, отдельных его стадий,  которые слушатели регулярно наблюдают в практической деятельности;

-         при ролевой игре слушателю предоставляется возможность действовать в роли своего «оппонента» (например, представитель администрации в роли руководителя НКО и наоборот), что способствует формированию нового коммуникативного сознания;

-         слушатели учатся контролировать собственные чувства и эмоции.

Главная задача – подготовить интересный, приближенный к реальности сценарий деловой игры; четко «прописать» роли участников, определить правила игры; грамотно обсудить игру и действия ее участников, имеющих заранее заданные роли.

 

Основные факторы эффективности образовательных технологий:

 

·        сформировавшаяся потребность в обучении у представителей НКО и властных структур по вопросам прозрачности бюджетного процесса, бюджетного анализа, общественного участия в бюджетном процессе, межсекторного взаимодействия;

·        использование межрегиональной сети тренеров-экспертов, т.е. таких специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и высокой квалификацией в области социальной технологии «Прозрачный бюджет» и межсекторного взаимодействия, хорошо знакомы с региональной спецификой, владеют технологиями организации и проведения семинаров-тренингов;

·        проведение оценки обучающих программ образовательных технологий по следующим уровням[6]:

-         оценка реакции на обучение (конкретный семинар-тренинг), проводится во время проведения семинара-тренинга или сразу после его завершения и обеспечивает обратную связь «слушатель – организатор, тренер»;

-         оценка знаний, умений, установок, в ходе которой оценивается их приращение по отношению к теме обучения; оценка проводится либо непосредственно после завершения семинара-тренинга, либо через определенный промежуток времени, когда слушатели осваивают полученные знания, навыки, умения, что способствует изменению их поведения;

-         оценка влияния обученных на деятельность организации (НКО, отделы администрации, муниципальные советы); оценка проводится по прошествии определенного времени;

-         оценка воздействия на сообщество; измеряет отсроченное во времени влияние на способность организации достигать своих целей.

Последняя оценка - самая сложная, поскольку применительно к социальной технологии «Прозрачный бюджет», необходимо выяснить какие изменения произошли в области общественного участия в бюджетном процессе и межсекторном взаимодействии в этой сфере и в какой степени они являются результатом образовательных технологий, реализуемых на семинарах-тренингах, проводимых в рамках проекта освоения и продвижения социальной технологии «Прозрачный бюджет».

 

 

 



[1] Н.И. Скрябина, В.А. Бескровная, Т.И. Виноградова и др. Обучение действием. Методическое пособие. СПб: «Норма», 2002. – 144 с.

[2] Центр Организации Объединенных наций по населенным пунктам (Хабитат). Руководство по оценке результатов обучения в населенном пункте. М.: МОНФ, 2001. – с.с. 39-40.

[3] Газарян  А., Кершите Ю. Рекомендации по разработке и проведению тренинга для развития потенциала самоуправления. Муниципальная служба №2(2), 1998

[4] Примеры программ семинаров-тренингов первого, второго и третьего уровня даны в приложении.

[5] Разработка учебных программ для местных самоуправлений в Европейских странах. Найроби. 1994. – с.23.

[6] Модель оценки обучающих программ, Практическое пособие ИНТЕРТРЕНИНГ, INTRAC. М. 2002