2.4 Образовательные технологии
Особенность образовательных
технологий межсекторного взаимодействия, в т.ч. социальной технологии
«Прозрачный бюджет», состоит в том, что это процесс обучения взрослых, имеющий
свою специфику. Как правило, участники проекта к моменту обучения обладают
определенным опытом, отличаются большей зрелостью, ответственностью,
концентрацией на проблемах, которые они хотели бы разрешить с помощью
полученных в ходе обучения знаний, навыков, умений. Особенность таких
технологий в том, что сами участники могут оказать большое влияние на образовательный
процесс в соответствии со своими целями. Это делает необходимым отход от
традиционных методов обучения, на основе активного использования интерактивных
и инновационных методов обучения.
Таким образом, в основе
образовательного компонента социальной технологии «Прозрачный бюджет» должна
лежать интерактивная система краткосрочного обучения, опирающаяся на модель
«Обучение действием»[1].
Техники и технологии в
рамках данного подхода используются для образования в специфической области:
бюджетный процесс и общественное участие. В широком смысле тематическое поле
названной области – это экономические интересы НКО и граждан, реализуемые
соответствующими органами власти через бюджетную политику на данной территории.
К этим интересам относятся: обеспечение конституционных социальных прав граждан
на образование, медицинское и социальное обеспечение, выполнение обязательств
государства по социальной защите инвалидов, пожилых людей и других незащищенных
категорий граждан; эффективное использование уполномоченными органами налоговых
ресурсов, других доходных источников; социально-экономическое развитие
территории в целом. Содержательная часть образовательного модуля с учетом интересов, находящих свою реализацию
в бюджете и в бюджетном процессе, должна быть построена.
В основу образовательных
технологий целесообразно положить модель обучения, согласно которой за каждым
обучающим действием следует реакция обучаемого (модель обучения Д.Киркпатрика)[2]:
Соответственно, результаты образовательных технологий в области социальной технологии «Прозрачный бюджет» последовательно по этапам обучения могут быть представлены в следующем виде:
Организационные формы образовательных технологий
Основной организационной
формой образовательных технологий должны стать семинары-тренинги. С позиций системного подхода тренинг включает следующие взаимосвязанные
компоненты[3]:
цели, ресурсы, участники тренинга, группа, содержание, организация, условия,
методы, инструменты, структура процесса, проведение тренинга, результаты
тренинга.
Главные цели
семинара-тренинга:
-
углубление знания и понимания сути социальной технологии «Прозрачный
бюджет», реализуемой на основе межсекторного взаимодействия;
-
развитие умений и навыков мышления и взаимодействия в бюджетном
процессе;
-
изменения в отношении или ценностях относительно социальной технологии
«Прозрачный бюджет» и межсекторного взаимодействия.
Если такие цели
достигнуты, то в дальнейшем возможны изменения в поведении обучаемых в реальной
практике, которые приводят к развитию общественного участия в бюджетном
процессе, хотя такие изменения являются результатом не только индивидуального
обучения, но и широкого спектра внешних и внутренних условий.
Таким образом, образовательная технология в рамках семинара-тренинга начинается с этапа знакомства с идеей
социальной технологией «Прозрачный бюджет», затем освоения этой идеи и
заканчивается практическим использованием этой идеи в виде навыка или стиля
поведения.
Программы семинаров
составляют основу образовательного компонента технологии «Прозрачный бюджет» и
должны адаптироваться каждый раз под специфику аудитории и ее
ожидания, а также корректироваться по результатам предварительного анализа
проблем региона (города), в котором осваивается и продвигается социальная технология «Прозрачный бюджет».
В целевую группу
образовательного компонента программы «Прозрачный бюджет» целесообразно
включать: лидеров НКО, преподавателей ВУЗов, действующих и бывших
представителей исполнительной власти, депутатов органов местного самоуправления
и региональных органов власти, аспирантов и студентов, журналистов, работающих
над данной темой. Образовательные
технологии должны быть направлены на развитие человеческих ресурсов
общественного участия в бюджетном процессе. Для достижения этой цели должны
проводиться семинары, различающиеся по целям, составу участников, планируемым
результатам, степени вовлеченности в деятельность по общественному участию в бюджетном процессе.
Рекомендуется выделять
следующие три типа семинаров[4].
Семинары первого уровня –
начальные, однодневные, ознакомительные, тематически однородные, призванные
заинтересовать слушателей в общественном участии в бюджетном процессе. Такие
семинары проводятся для популяризации идеи прозрачности бюджетного процесса,
распространения методик оценки прозрачности и общественного участия, изучения и
распространения форм организации общественного участия и бюджетного анализа.
Основными участниками семинаров являются лидеры НКО и представители органов
власти (исполнительная, законодательная, представительная).
Семинары второго уровня –
региональные, двухдневные, обучающие, цель которых организовать взаимодействие
НКО, органов власти и СМИ в бюджетном процессе и апробировать методики оценки
прозрачности бюджетного процесса, бюджетного анализа и форм организации
общественного участия на региональном (муниципальном) материале.
Семинары третьего уровня –
межрегиональные, интенсивные, шестидневные, взаимообучающие.
Такие семинары предполагают исследование текущей и проектирование будущей
деятельности. В результате участники получают навыки общественного участия в
бюджетном процессе, которые смогу применить в дальнейшей деятельности. Цели семинаров
– повышение мотивации участия в бюджетном процессе и общественном контроле за расходованием средств бюджета. Одним из
существенных результатов таких семинаров может стать создание или расширение
межрегиональной группы экспертов.
Такое разделение условно, и
при реализации образовательного модуля социальных технологий в конкретной
ситуации могут быть использованы элементы, характерные для всех выделенных
типов. Однако между семинарами должна существовать преемственность и кумулятивность.
Программы всех трех типов
семинаров-тренингов основаны на использовании активных методов обучения
взрослых. Кроме получения знаний в области методического инструментария оценки
и анализа прозрачности бюджетного процесса, прикладного бюджетного анализа,
общественного участия, развития умений и навыков, участники семинаров повышают
свой коммуникативный, аналитический и творческий потенциал.
Методический
инструментарий
В планировании семинара-тренинга важно сформировать набор инструментов и методов, способствующих эффективному достижению поставленных целей.
Использование лекций, в их классическом виде, как
основного метода обучения взрослых, должно быть ограничено, поскольку речь идет
об обучении взрослых и главная задача не только дать знания, но и развить
умения и навыки. Однако краткая, четко структурированная лекция может создать
рабочее настроение в аудитории, вызвать интерес к теме сообщения, содействовать
вовлечению участников в процесс обучения. Необходимо, чтобы материал имел
высокую степень новизны, был четко структурирован в соответствии с поставленной целью, широко использовались
технические средства, был подготовлен необходимый раздаточный материал,
применялись интерактивные методы изложения материала.
В последнем случае лекция
может принять форму диалога со слушателями-участниками семинара при
доминирующем положении лектора. Однако такая форма требует от него хорошего
знания предметной области (бюджетная система, бюджет, бюджетный анализ, теория
и практика общественного участия и т.д.) и хорошо развитых педагогических
навыков.
К активным формам обучения
относится работа в малых группах,
которая предполагает активную работу слушателей, а тренер выполняет
роль консультанта и выходит на первый план на стадии подведения итогов и
обобщения результатов наработок в группах. Такую форму целесообразно
использовать в тех случаях, когда слушатели уже обладают определенными знаниями
по теме (проблеме), однако, пути решения проблемы многовариантные, и у
слушателей имеются «пробелы» в осмыслении проблемы и путях ее решения.
От тренера
требуется грамотное планирование групповой работы, включая четкое определение
целей, формулировку заданий, регламент работы, формы представления результатов
работы в группе, анализ результатов, а также обеспеченность групп необходимыми
рабочими материалами (темой для работы в группах может быть, например,
следующая:
«Если бы губернатором был я» – разработка предложений по
повышению прозрачности бюджетного процесса и бюджета).
Круглый стол, как форма диалога между слушателями, дает возможность активно заявить
свою позицию по проблеме прозрачности бюджетного процесса, высказать мнение по
обсуждаемой проблеме и, главное, обменяться имеющимся опытом общественного
участия в бюджетном процессе области (муниципалитета). При этом тренер
выполняет только координирующую роль, обеспечивая бесперебойность процесса и
устраняя возникающие конфликты. Если же мнения участников по проблеме существенно
различаются, целесообразно организовать дискуссию.
В зависимости от личности тренера и его роли, а также подготовленности
участников дискуссия может быть организована по одному из трех сценариев[5]:
-
управляемая дискуссия, в центре которой ведущий-тренер, хорошо владеющий
проблематикой общественного участия в бюджетном процессе, эксперт, знающий в
каком направлении должна развиваться
тема дискуссии и ведущий слушателей к заранее определенному решению;
-
структурированная дискуссия, разрабатываемая ведущим-тренером для
группового решения проблем путем деления слушателей на подгруппы со специальным
заданием и последующим обсуждением результатов (например, высказывание
слушателей при подведении итогов дискуссии);
-
свободная дискуссия, где основные действующие лица – слушатели, а
тренер выступает в роли посредника, открывающего дискуссию, а затем не
вмешивается в ее процесс, оставаясь в роли наблюдателя; его главная задача в
этом случае – хорошо слушать и интерпретировать высказывания слушателей при
подведении итогов дискуссии.
Управляемая дискуссия
ориентирована на развитие логического мышления участников, структурированная и
свободная – на принятие группового решения, отработку новых способов мышления,
поиск консенсуса для решения проблем общественного участия в бюджетном
процессе.
Деловые игры, как метод активного обучения, в практике образовательных технологий
должны занять ведущее место в силу следующих причин:
- условия обучения общественному участию в
бюджетном процессе могут быть
максимально приближены к реальной практике;
-
может быть осуществлено моделирование реальных ситуаций в области
бюджетного процесса по определенным правилам, с помощью которого отрабатываются
навыки умения в области общественного участия в бюджетном процессе;
-
деловая игра дает возможности апробировать знания, умения, навыки, полученные
в ходе семинара без риска реального экспериментирования;
-
в деловой игре могут быть проиграны процессы и ситуации в области
бюджетного процесса, отдельных его стадий,
которые слушатели регулярно наблюдают в практической деятельности;
-
при ролевой игре слушателю предоставляется возможность действовать в
роли своего «оппонента» (например, представитель администрации в роли
руководителя НКО и наоборот), что способствует формированию нового
коммуникативного сознания;
-
слушатели учатся контролировать собственные чувства и эмоции.
Главная задача – подготовить
интересный, приближенный к реальности сценарий деловой игры; четко «прописать»
роли участников, определить правила игры; грамотно обсудить игру и действия ее участников, имеющих заранее заданные роли.
Основные факторы эффективности образовательных технологий:
·
сформировавшаяся потребность в обучении у представителей НКО и властных
структур по вопросам прозрачности бюджетного процесса, бюджетного анализа,
общественного участия в бюджетном процессе, межсекторного взаимодействия;
·
использование межрегиональной сети тренеров-экспертов, т.е. таких
специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и высокой квалификацией
в области социальной технологии «Прозрачный бюджет» и межсекторного взаимодействия,
хорошо знакомы с региональной спецификой, владеют технологиями организации и
проведения семинаров-тренингов;
·
проведение оценки обучающих программ образовательных технологий по следующим
уровням[6]:
-
оценка реакции на обучение (конкретный семинар-тренинг), проводится во
время проведения семинара-тренинга или сразу после его завершения и
обеспечивает обратную связь «слушатель – организатор, тренер»;
-
оценка знаний, умений, установок, в ходе
которой оценивается их приращение по отношению к теме обучения; оценка
проводится либо непосредственно после завершения семинара-тренинга, либо через
определенный промежуток времени, когда слушатели осваивают полученные знания,
навыки, умения, что способствует изменению их поведения;
-
оценка влияния обученных на деятельность
организации (НКО, отделы администрации, муниципальные советы); оценка проводится
по прошествии определенного времени;
-
оценка воздействия на сообщество; измеряет отсроченное во времени
влияние на способность организации достигать своих целей.
Последняя
оценка - самая сложная, поскольку применительно к социальной технологии
«Прозрачный бюджет», необходимо выяснить какие изменения произошли в области
общественного участия в бюджетном процессе и межсекторном взаимодействии в этой
сфере и в какой степени они являются результатом образовательных технологий,
реализуемых на семинарах-тренингах, проводимых в рамках проекта освоения и
продвижения социальной технологии «Прозрачный бюджет».
[1] Н.И. Скрябина, В.А. Бескровная, Т.И. Виноградова и др. Обучение действием. Методическое пособие. СПб: «Норма», 2002. – 144 с.
[2] Центр Организации Объединенных наций по населенным пунктам (Хабитат). Руководство по оценке результатов обучения в населенном пункте. М.: МОНФ, 2001. – с.с. 39-40.
[3] Газарян А., Кершите Ю. Рекомендации по разработке и проведению тренинга для развития потенциала самоуправления. Муниципальная служба №2(2), 1998
[4] Примеры программ семинаров-тренингов первого, второго и третьего уровня даны в приложении.
[5] Разработка учебных программ для местных самоуправлений в Европейских странах. Найроби. 1994. – с.23.
[6] Модель оценки
обучающих программ, Практическое пособие ИНТЕРТРЕНИНГ, INTRAC. М. 2002