2.3 Технология общественного участия в бюджетном процессе
Общественное участие в бюджетном процессе - это непрерывный процесс
взаимодействия гражданского общества и органов власти, в основе которого лежат
переговоры по поводу реализации законных прав, а
также интересов граждан и социальных групп в бюджете.
Технология общественного участия в бюджетном процессе – это совокупность
последовательно осуществляемых действий и процедур, в результате которых
реализуются запланированные усилия по вовлечению граждан в процесс принятия
бюджетного решения. Эффективным общественное участие можно считать тогда, когда
озвученные в его ходе общественностью проблемы входят в повестку работы лиц
принимающих решения по бюджету, а артикулированные потребности определенных
социальных групп учитываются при принятии бюджетных решений. Чем правильнее
выбран уровень и форма общественного участия и организовано взаимодействие, тем
больший эффект можно получить от общественного участия в бюджетном процессе.
Общественное участие в бюджетном процессе может проходить в различных формах:
1. Организация отдельных
общественных слушаний по проблемам.
2. Создание системы регулярных
общественных обсуждений проблем, в т.ч. в форме общественных палат (советов).
3. Участие в открытых
депутатских (исполнительной власти) слушаниях.
4. Делегирование представителей
в принимающие решения (или проводящие конкурсы, или консультативные) комиссии и
советы органов власти (экспертные, “общественные” и т.п., в “рабочие группы”, в
“общественные помощники”, в “советники”), и их участие в рассмотрении и решении
проблем.
5. Независимый анализ по
отдельной проблеме (в т.ч. в форме “общественной экспертизы”), предложенный
властям и опубликованный.
6. Отдельные публикации в СМИ
по проблемам (в т.ч. “интерактивные
дебаты”).
7. Кампания в СМИ по
проблемам (в т.ч. ведение постоянной
рубрики).
8. Предложение властям проектов
нормативно-правовых актов, программ и т.п.
9. Письма депутатам и
представителям исполнительной власти с обращениями.
10. Сбор подписей под
обращениями к депутатам и представителям исполнительной власти по проблемам.
11. Инициирование и
использование результатов социологических исследований, выявляющих общественное
мнение и интересы избирателей, для влияния на решение проблем властью.
12. Использование общественных
приемных, “горячих телефонов”.
13. Использование законных прав
на выражение мнений, проведение пикетов, митингов, шествий, демонстраций,
инициирование и проведение собраний, сходов граждан, издание и распространение
информационных материалов, брошюр, газет, листовок, плакатов, социальной рекламы
и т.п.
14. Обращение в контрольные и
правоохранительные органы.
15. Инициирование и участие в
судебных процессах (в т.ч. в качестве общественных представителей).
16. Участие НКО в реализации
финансируемого из бюджета заказа (социального заказа, социального гранта).
17. Использование кампаний по
выборам и референдумам для косвенного влияния на решение проблем и характер
отношений с властью.
18. Вовлечение представителей
властей в деятельность общественных организаций, в т.ч. собрания, конференции,
семинары, наблюдательные советы и т.п. (в соответствии с законами и т.п.
нормами, а также с уставами этих организаций).
19. Содействие повышению
квалификации депутатов и представителей исполнительной власти.
20. Разовые коалиционные
действия (контакты, обмен информацией, взаимное содействие повышению
квалификации и координация действий) различных групп общественности и
формирование устойчивых коалиций при воздействии на власть по отдельной
проблеме.
Общественные
слушания
как форма общественного участия
Одной из наиболее структурированных и формализованных консультативных форм непосредственного участия граждан в управлении на территории являются общественные слушания.
Общественные
слушания можно определить как подготовленное и проведенное в соответствии с
ранее принятым данным Положением собрание граждан, на которое приглашены представители
органов власти и СМИ и на котором приведены факты и высказаны мнения по
обсуждаемой проблеме и рассмотрены рекомендации для органов власти по ее
решению.
Цель общественных слушаний - информирование общественности, свободное обсуждение различных точек зрения на проблему и выработку компромиссных, взаимоприемлемых решений, влияние на формирование общественного мнения по обсуждаемой проблеме; влияние на действия граждан и организаций по обсуждаемой проблеме; влияние на решения органов власти по обсуждаемой проблеме.
Общественные слушания предполагают четкую фиксацию темы обсуждений, обязательное распространение предварительной информации, доступность документированной информации по обсуждаемой теме, составление итогового документа – как отражающего согласие участвующих сторон, так и фиксирующего разногласия.
Для подготовки общественных слушаний целесообразно провести специальный подготовительный тренинговый семинар для представителей некоммерческих организаций (участников слушаний) и органов власти. На семинаре могут рассматриваться основные теоретические вопросы общественного участия, концепция прикладного бюджетного анализа, участники смогут смоделировать некоторые формы общественного участия, а также непосредственно подготовиться к предстоящим слушаниям: определить приоритетные темы, проанализировать проблемы, сформулировать предложения.
Темой
обсуждения на общественных слушаниях могут быть любые проблемы, которые
затрагивают права и интересы граждан и организаций на территории, и решение
которых находится в компетенции органов власти территории. Вопросы бюджетного
процесса могут обсуждаться на любом его этапе.
Общественные
слушания организует Оргкомитет, учрежденный группой граждан и организаций, согласовавших
его состав, тему и задачи слушаний.
Подготовка и проведение общественных слушаний
осуществляется Оргкомитетом в соответствии с действующим законодательством,
настоящим Положением и согласованными учредителями темой и задачами на основе
партнерских отношений с гражданами, организациями, СМИ и органами власти.
Все обеспечение подготовки и проведения слушаний осуществляется путем добровольного безвозмездного предоставления Оргкомитету ресурсов гражданами, организациями и органами власти.
К участию
в общественных слушаниях приглашаются и информируются об их итогах все
заинтересованные в их соответствующей теме общественные группы, СМИ и
представители органов власти, в компетенцию которых входит решение обсуждаемых
проблем. Итоговая информация предоставляется всем желающим.
Этапы организация проведения
общественных слушаний
Подготовка общественных слушаний
Решением Оргкомитета утверждается тема слушаний.
Оргкомитет привлекает к подготовке партнеров из общественных и иных организаций, органов власти и СМИ, экспертов и иных лиц.
Решением Оргкомитета окончательно утверждаются:
- название слушаний (по согласованной теме);
-
темы основных докладов (разделов слушаний);
- проект программы;
- дата, время и место проведения;
- принципы и формы приглашения участников;
- план подготовки, обеспечения, проведения и подведения итогов общественных слушаний с указанием источников ресурсов и ответственных;
- тексты приглашений всем участникам, в т.ч. представителям органов власти и СМИ;
- анонсирующее сообщение для прессы
- по возможности, размещение предварительных материалов в сети Интернет.
На основе принятых решений и материалов Оргкомитет
готовит доклады и основные выступления, итоговые материалы, информирует и
приглашает участников, власти и СМИ, готовит помещения, реализует имеющиеся у
него и его партнеров возможности информировать граждан и их организации о
предстоящих слушаниях.
Оргкомитет и его партнеры стремятся обеспечить
принятие решений и действия органов власти и их представителей по содействию в
подготовке и проведении слушаний (в т.ч. путем предоставления помещения с
высоким статусом и информировании о предстоящих слушаниях граждан), а также
участии в них представителей высокого ранга и готовности к рассмотрению их
итогов на предмет учета в решениях и действиях органов власти.
Оргкомитет утверждает ведущего и его заместителя, программу и временной регламент, раздаточные материалы и проект итогового документа слушаний.
Проведение общественных слушаний
Оргкомитет обеспечивает готовность помещения, прием участников, представителей властей и СМИ.
Назначенный
Оргкомитетом ведущий (а в случае необходимости – его заместитель),
поздоровавшись и представившись, открывает и ведет слушания, следит за
соблюдением программы, временного регламента и порядком в зале.
При
открытии слушаний ведущие кратко информирует о теме и названии слушаний, об
учредителях, Оргкомитете и его партнерах по организации слушаний, о составе
участников, программе, временном регламенте и порядке слушаний.
Ведущий,
в соответствии с программой, предоставляет слово докладчикам, основным
выступающим, предварительно записавшимся на выступления в прениях, организует
(в рамках выделенного в программе времени) процедуру справок, ответов на
вопросы по каждому докладу и, по возможности, каждому такому выступлению в
прениях.
При
наличии времени, ведущий организует выступления в прениях без записи в порядке
“живой очереди” (без вопросов, справок и комментариев к ним).
При
необходимости ведущий предоставляет слово для приветствия (вне программы)
представителям органов власти.
По
выполнении программы (или истечении отпущенного времени) ведущий прекращает
выступления, организует ознакомление с проектом итогового документа,
подготовленного Оргкомитетом, а также иных проектов и проводит по ним голосование.
Решение
принимается простым большинством голосов присутствующих.
При
закрытии общественных слушаний ведущий кратко напоминает их тему и название,
учредителей, Оргкомитет и его партнеров по организации слушаний, состав
участников, а также произносит необходимые благодарности участникам и всем
оказавшим помощь, провозглашает слушания закрытыми, прощается и просит
освободить помещение.
В случае
ведения стенограммы и решения Оргкомитета о процедуре ее сверки выступавшими,
ведущий напоминает, каким образом, где и когда выступавшие могут ознакомиться
со своей стенограммой и внести исправления.
Подведение итогов общественных слушаний
Итоговый
документ общественных слушаний имеет рекомендательный характер и может быть
адресован органам власти территории или ее части, вышестоящим органам власти, а
также организациям, предприятиям и учреждениям, гражданам и их объединениям.
При
создании редакционной комиссии, ею в течение 3 дней либо принимается текст
итогового документа слушаний в целом, либо она ликвидируется, и итоговый
документ используется в том виде, какой был принят на слушаниях.
В случае
ведения стенограммы и решения Оргкомитета о процедуре ее сверки выступавшими,
им предоставляется возможность ознакомиться со стенограммой своего выступления
и внести исправления.
По
окончании слушаний подготавливается и утверждается Оргкомитетом и
распространяется сообщение для прессы по итогам проведения слушаний (включая
информацию по итоговому документу), а также соответствующие сообщения для:
§
учредителей;
§
партнеров;
§
участников и всех, приглашавшихся на слушания;
§
органов власти;
§
СМИ.
Итоговые
материалы (включая стенограмму и приложенные материалы) размещаются в
общедоступных местных библиотеках и, по возможности, в сети Интернет.
Оргкомитет
в течение недели рассылает или предоставляет учредителям, партнерам, участникам,
органам власти, СМИ, библиотекам следующие материалы слушаний:
- анонсирующее сообщение для прессы;
- сведения об учредителях, Оргкомитете и его партнерах;
- программа и временной регламент;
- список участников, в т.ч. представителей органов власти и СМИ;
- итоговый документ (или проект, если не принят “в целом”);
- приложенные выступавшими материалы (если прилагали);
- сообщение для прессы по итогам проведения слушаний;
- стенограмму (если велась).
Оргкомитет,
его учредители и партнеры, участники общественных слушаний и заинтересованные
лица и организации применяют все законные меры для учета итогов общественных
слушаний в деятельности органов власти, в т.ч. путем информирования о них,
разъяснения их содержания и оснований для их формирования (включая уровень
влияния заинтересованных групп, проведенной аналитической работы и квалификации
экспертов).
Практика проведения общественных слушаний показала, что бюджетные слушания, как форма вовлечения жителей в обсуждение местных проблем, в плане организации является более сложной задачей, чем круглые столы. Несмотря на малую стоимость мероприятия в денежном выражении (как правило, средства нужны на подготовку материалов для участников, а помещение могут предоставить органы власти, в крайнем случае, – общественные палаты, иные НКО, ВУЗы), слушания требуют от инициаторов значительных организационных и информационных ресурсов. Немаловажным является практический опыт взаимодействия с органами власти и СМИ; экспертная база, которой располагает НКО для подготовки к слушаниям. Часто успех слушаний для всех их участников зависит от профессионализма модератора (ведущего). Лишь при условии полного учета всех перечисленных факторов удастся сделать слушания по бюджету значимым событием в своем регионе (городе).
При организации
общественных слушаний следует учитывать, что в большинстве случаев на
региональном и местном уровне наблюдается слабый интерес представителей
законодательной власти и муниципальных советов к общественным слушаниям. (Депутаты либо плохо представляют себе свою
миссию, либо не связывают свое последующее переизбрание с постоянным
отстаиванием интересов избирателей, которое требует непрерывного диалога с
общественностью, к форме общественного участия “общественные слушания”
относятся скептически, в основном, потому что не знакомы с ее предназначением,
возможными результатами).
Отсутствие
большого интереса к общественным слушаниям со стороны органов исполнительной
власти и муниципального управления, может быть продиктовано тем, что они боятся
предстать перед общественностью своего рода “мальчиками для битья”.
Поэтому
результативность общественного участия напрямую зависит от соответствующих
способностей и мотивации двух основных участников процесса – организаций
Третьего сектора и органов власти (либо МСУ), они в равной степени ответственны
за установление диалога. Следует также учитывать, что власть субъективно может
быть не заинтересована открывать двери общественным инициативам в бюджетном
процессе, по нескольким основным
причинам:
-
низкая квалификация НКО (мнение общественности
по такой специфической теме, требующей высокого уровня компетентности и подготовки,
как бюджет, для сотрудников исполнительной власти не является значимым);
-
неконструктивность поведения
(некоммерческим организациям привычнее и проще либо критиковать власть за
хроническое невнимание к социальным проблемам, не предлагая осмысленных
альтернатив политики, либо раз за разом выпрашивать средства на свои идеи и
проекты);
-
возможно, пока основная проблема –
противодействие власти попыткам НКО поставить политику под контроль общества и
подчинить ее интересам жителей.
С другой
стороны, причиной пренебрежительного отношения власти к НКО может быть
определенная незрелость самих организаций Третьего сектора, их неготовность
вести содержательный, грамотный диалог с властью по отстаиванию интересов своих
социальных групп.
Негативным
следствием такого набора факторов является неверие НКО в собственные
возможности добиться каких-либо результатов через участие в бюджетном процессе
– “нас все равно не услышат”. Такая установка сковывает активность даже тех
организаций, которые по своему потенциалу могли бы действенно включиться в
обсуждение вопросов социально-экономического развития своих территорий, и
способствует закрытости, непрозрачности процессов принятия бюджетных решений.
Препятствием использования формы “общественные слушания” может стать низкая
активность НКО. Мотивация к общественному участию повышается, когда НКО видит
возможность получения финансовых средств на свои уставные цели, что осуществимо
через муниципальный грант и/или социальный заказ.
Таким образом,
проблемы эффективного общественного участия в бюджетном процессе могут возникнуть
из-за взаимосвязанных серьезных недостатков в образе мышления и деятельности
обоих названных партнеров: как некоммерческих организаций, так и органов
власти. Эти и другие проблемы при организации общественных слушаний еще раз
подтверждают актуальность экспертного сопровождения мероприятий, а также
концентрации внимания на тщательном методическом обеспечении.
Если в регионе
(городе) существующая на сегодняшний день практика общественного участия в
бюджетном процессе еще весьма слабо развита, и представляет собой скорее набор
«прецедентных» мероприятий, чем устойчивые формы взаимодействия общества и
власти. Ее следует рассматривать как первый опыт включения общественности в
бюджетную сферу, как предпосылку для организации общественных слушаний.