Осуществление финансового контроля

 

Целями финансового контроля могут являться проверка соблюдения законодательства, проверка достоверности отчетности, оценка качества управления финансами, а также оценка финансовой состоятельности субъектов общества, то есть способности расплачиваться по своим обязательствам.

Данную способность определяют по времени как текущую (способность немедленно расплатиться по своим обязательствам), среднесрочную и долгосрочную. Для оценки финансовой состоятельности проводится сравнение финансовых активов и пассивов, определяется возможность компании перезанять, выясняется риск банкротства.

Данная оценка объективна, в отличии от оценки качества управления финансами. Дело в том, что оценка качества определяет насколько в результате использования финансов достигнута цель субъекта общества, а поскольку цели могут быть не только в денежном выражении, то и оценка получается также субъективной.

 

Орган власти имеет право на осуществление контроля, что вытекает из роли финансов (см. главу 2). Это право на практике может быть реализовано по разному, но еще в советское время было установлено, что в нашей стране оно может осуществляется только через систему государственной власти. Разумеется, от камандно-административной системы иного ожидать было бы наивно – масштабы госсектора были таковы, что охватывали практически все общество целиком.

Однако, в настоящее время все контрольно-ревизионные органы, контролирующие финансы органов власти, несмотря на все преобразования, по прежнему остаются в системе органов власти. В результате органы власти, фактически проверяют сами себя, что не может не сказаться на качестве контроля, его стоимости, на росте бюрократического аппарата.

В этих условиях необходима ликвидация официальных контрольно-ревизионных органов, оформление потребности в контроле как госзаказ (муниципальный заказ) и размещение его в частном секторе на конкурсной основе.

Единственным обоснованным исключением является федеральный уровень, поскольку только в федеральном бюджете имеются секретные статьи расходов, доверять контроль которых морально не окрепшим отечественным предпринимателям преждевременно.

Вместо существующих ныне контрольно-ревизионных структур следует оставить небольшой аппарат для постановки заданий аудиторским или консалтинговым компаниям, победившим на конкурсе, для осуществления контроля за выполнением ими договорных обязательств, а также передачи результатов проверок в соответствующие инстанции для принятия мер – законодательное собрание, региональную администрацию, прокуратуру, административную комиссию и пр.

 

Одной из эффективнейших форм контроля служит как принято говорить "прозрачность" финансов (применительно к финансам органов власти – это гласность в бюджетной сфере).

Под гласностью в финансах понимается ситуация, когда любой желающий вне зависимости от преследуемых целей, с минимальными затратами денег, времени и сил может получить любую первичную информацию о финансах интересующего его субъекта. Особо подчеркнем – речь идет именно о первичной информации, а не о обобщенных параметрах[1].

Прозрачность может быть достигнута путем добровольного или принудительного раскрытия информации, за исключением той, что законодательно отнесена к государственной или коммерческой тайнам.

Афоризм
Первоисточник
Вопросы Литература

 

 



[1] Так, например, публикуя закон о бюджете или отчет об исполнении бюджета, отечественные органы власти пребывают в совершеннейшей уверенности, что они обеспечили гласность.