Искажения финансовых потоков
Финансовые потоки могут официально подвергаться искажениям лишь в двух случаях.
Во первых, когда органы власти вводят льготы и во вторых, когда вследствие войны, чрезвычайного происшествия или необходимости осуществления глобального проекта происходят одновременно концентрация ресурсов в руках органов власти и ограничения финансовых прав субъектов общества.
В России за счет
бюджетных средств предоставляется[1]
свыше тысячи различных видов льгот, 156 из которых установлены на федеральном
уровне для 236 категорий граждан. Общая стоимость льгот оценивается в более чем
15% ВВП. Численность лиц, претендующих на получение льгот, достигает почти 100
млн. человек (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь, безработные,
вынужденные переселенцы и другие категории). При этом не более трети средств
попадает в малообеспеченные, действительно нуждающиеся семьи.
Льгота, давно стала
чем-то вроде поощрения, способа вознаграждения. Категории граждан, совершивших
подвиг или нуждающиеся в поддержке, получают от государства награду или помощь
в виде всевозможных освобождений, в частности, от уплаты части квартплаты,
снижения цен на медикаменты, бесплатного автотранспорта.
Однако, насколько
справедливо награждение граждан, совершивших одинаковый геройский поступок
(формально это выражается в присвоении одинаковых наград), не одинаковой,
например суммой денег, а одинаковым освобождением от чего-то (уплаты
подоходного налога), чем герои может и не смогут воспользоваться, или
воспользуются, но в разной степени. Скажем, один стал бизнесменом и имеет много
источников доходов, а другой работает в школе и получает мизерную заработную
плату. Значит первый получит огромный доход от использования права на льготу, а
второй – нет. Возможен криминальный вариант, что второй герой предложит свои
услуги для увода денег от налогообложения третьему лицу-крупному
предпринимателю и получит доход еще больший, чем первый.
Эта ситуация
напоминает чем-то конкуренцию, но в извращенном виде. В результате люди,
заслужившие награду государства или нуждающиеся в его помощи, получают в силу
случайных жизненных обстоятельств вознаграждение (помощь) в размерах не
соответствующих подвигу (потребности в помощи).
Когда деяние не
соответствует воздаянию – это несправедливость.
Льгота лишь в
советское время была естественным способом расчетов с населением, поскольку
советский образ жизни не предполагал материальную заинтересованность граждан в
результатах своего труда, кроме того, тогда финансы не считались основным
инструментом управления территорией, в отличии от насилия и пропаганды. В
настоящее время, в рыночных условиях льгота может существовать лишь как
вспомогательная, техническая мера, направленная на оптимизацию финансовых
потоков – сокращение встречных перечислений денег, способное дать экономию
средств. Но не более.
Для многих предприятий, не способных в силу разных причин, например, непрофессионализма менеджмента, существовать в условиях рынка, льготы физлицам – это гарантированный госзаказ, размещаемый без конкуренции и без учета качества услуг.