Искажения финансовых потоков

 

Финансовые потоки могут официально подвергаться искажениям лишь в двух случаях.

Во первых, когда органы власти вводят льготы и во вторых, когда вследствие войны, чрезвычайного происшествия или необходимости осуществления глобального проекта происходят одновременно концентрация ресурсов в руках органов власти и ограничения финансовых прав субъектов общества.

 

В России за счет бюджетных средств предоставляется[1] свыше тысячи различных видов льгот, 156 из которых установлены на федеральном уровне для 236 категорий граждан. Общая стоимость льгот оценивается в более чем 15% ВВП. Численность лиц, претендующих на получение льгот, достигает почти 100 млн. человек (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь, безработные, вынужденные переселенцы и другие категории). При этом не более трети средств попадает в малообеспеченные, действительно нуждающиеся семьи.

Льгота, давно стала чем-то вроде поощрения, способа вознаграждения. Категории граждан, совершивших подвиг или нуждающиеся в поддержке, получают от государства награду или помощь в виде всевозможных освобождений, в частности, от уплаты части квартплаты, снижения цен на медикаменты, бесплатного автотранспорта.

Однако, насколько справедливо награждение граждан, совершивших одинаковый геройский поступок (формально это выражается в присвоении одинаковых наград), не одинаковой, например суммой денег, а одинаковым освобождением от чего-то (уплаты подоходного налога), чем герои может и не смогут воспользоваться, или воспользуются, но в разной степени. Скажем, один стал бизнесменом и имеет много источников доходов, а другой работает в школе и получает мизерную заработную плату. Значит первый получит огромный доход от использования права на льготу, а второй – нет. Возможен криминальный вариант, что второй герой предложит свои услуги для увода денег от налогообложения третьему лицу-крупному предпринимателю и получит доход еще больший, чем первый.

Эта ситуация напоминает чем-то конкуренцию, но в извращенном виде. В результате люди, заслужившие награду государства или нуждающиеся в его помощи, получают в силу случайных жизненных обстоятельств вознаграждение (помощь) в размерах не соответствующих подвигу (потребности в помощи).

Когда деяние не соответствует воздаянию – это несправедливость.

Льгота лишь в советское время была естественным способом расчетов с населением, поскольку советский образ жизни не предполагал материальную заинтересованность граждан в результатах своего труда, кроме того, тогда финансы не считались основным инструментом управления территорией, в отличии от насилия и пропаганды. В настоящее время, в рыночных условиях льгота может существовать лишь как вспомогательная, техническая мера, направленная на оптимизацию финансовых потоков – сокращение встречных перечислений денег, способное дать экономию средств. Но не более.

Для многих предприятий, не способных в силу разных причин, например, непрофессионализма менеджмента, существовать в условиях рынка, льготы физлицам – это гарантированный госзаказ, размещаемый без конкуренции и без учета качества услуг.

 

Афоризм
Первоисточник
Вопросы Литература

 



[1] В 2004 году на федеральном уровне начата работа по замене льгот денежными выплатами.