Глава
3. Структура финансов
1.
В разрезе законопослушности
2.
В разрезе отдельных, обособленных элементов
(иначе говоря звеньев) финансов:
2.1.
денежный фонд
2.2.
обязательства и финансовые активы
2.3.
влияние на финансы третьих лиц
3.
В разрезе субъектов общества:
3.1.
Финансы населения
3.2.
Финансы хозяйствующих субъектов
3.3.
Финансы органов власти
3.4.
Финансовая взаимосвязь субъектов общества
4.
В разрезе финансовых рынков:
4.1.
Виды финансовых рынков
4.2.
Виды финансовых инструментов, обращающихся на финансовых
рынках
4.3.
Виды финансовых институтов, работающих на финансовых рынках
4.4.
Основное противоречие финансовых рынков
Финансы могут быть двух типов: легальные и нелегальные.
К легальным относятся финансовые взаимоотношения, регулируемые и регламентируемые государством, а также те, что существуют в быту и не нарушают норм действующего законодательства.
Все финансовые операции хозяйствующих субъектов и органов власти должны быть задокументированы, а отчетность по ним сдаваема, в частности, в налоговые органы. Финансов, возникающих в быту, это требование касается лишь частично.
К нелегальным относятся финансовые взаимоотношения, в которые субъекты общества вступают с нарушением законодательства.
Нелегальные финансы, в свою очередь, по степени негативного влияния на общество, делятся на теневые финансы и криминальные финансы.
Критерием разделения нелегальных финансов на теневые и криминальные является Уголовный кодекс РФ: если деяние, сопровождающееся финансами, подпадает под действие этого Кодекса, то это криминальные финансы, если нет – теневые. Так, например, если уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах привело к возбуждению уголовного дела, следовательно, мы имеем дело с криминальными финансами.
Вместе с тем, существуют отдельные виды деятельности, однозначно относящие обслуживающие их финансы к криминальным, например торговля наркотиками и людьми, контрабанда, проституция.
Поскольку объектом регулирования Уголовным кодексом РФ являются физические лица (юрлицо в тюрьму не посадишь), то можно утверждать, что хозяйствующие субъекты и органы власти могут быть участниками лишь теневых финансов, а население – и теневых и криминальных.
Как известно "Закон един для всех", а нелегальные финансы – это как раз следствие того, что отдельные граждане считают себя вправе его нарушать.
Нелегальные финансы подрывают финансовую систему государства, так как искажают третий элемент, составляющий финансовые отношения – "Правила поведения с партнером" (см. введение). Чем больше сектор нелегальных финансов, тем сильнее искажение структуры финансовых отношений и тем несправедливее складывается система цен на товары и услуги в государстве.
Участники нелегальных финансовых взаимоотношений преследуются по закону, правда формальным поводом является не искажение "Правил поведения…", а совершение конкретных действий, запрещенных законодательством. Во всяком случае это преследование, осуществляемое сугубо по уголовным и административным мотивам, обосновано и с научной точки зрения.
От того, что финансы нелегальны, они не перестают быть финансами, например так же, как и легальные обслуживают налоговую систему, но с той лишь разницей, что вместо налогов и сборов происходит, в частности, взимание взяток, а вместо формирования бюджета – увеличение денежных фондов отдельных граждан, которые "кое-где, у нас, порой". При этом, как и органы власти, эти "отдельные граждане" проводят самую что ни на есть настоящую налоговую политику: они могут увеличивать или уменьшать размер псевдоналоговых изъятий, менять порядок их взимания, определяя таким образом наиболее оптимальный размер поступлений.
Основной метод выявления нелегально сектора финансов заключается в сопоставлении данных об одном и том же объекте, но полученных из разных источников, пользующихся разными формами сбора первичной отчетности. Сравнение позволяет получить интересные результаты, подталкивающие к необычным выводам. Например в 2001 году в России по данным Госкомстата продано 185 декалитров водки, а выпито россиянами 215 декалитров, произведено и ввезено 600 тыс. телевизоров, а куплено населением 3 млн. Разница, судя по всему – подпольное производство или контрабанда.
В отдельных случаях отчеты, например N-ского российского таможенного пункта и находящегося тут же, через границу, эстонского не совпадали по структуре и объемам перевезенной через этот пункт продукции не менее чем на четверть. Порой не соответствуют друг другу материалы даже государственных ведомств. Так, в отдельные периоды времени публикации статистики свидетельствовали, что в стране работает 70 млн. человек, но в то же время на учете в Пенсионном фонде было всего 30 млн. плательщиков взносов.
Несмотря на все свои минусы нелегальный
сектор экономики в отдельных случаях оказывается единственным способом для
государства не допустить социальных взрывов и беспорядков. Такое бывает в
условиях кризисов, когда органы власти не способны обеспечить нормальную работу
экономики, а благосостояние граждан падает. Тогда единственной отдушиной оказывается
именно теневая экономика, предлагающая населению дешевые товары и услуги.
Причем чем меньше доход человека, тем больше его расходов будет приходиться
на теневой сектор.