4.2. Развитие бюджетного федерализма

 

  Бюджетная реформа направлена прежде на развитие бюджетного федерализма, в рамках которого предполагается обеспечить сбалансировать финансовые интересы и полномочия различных уровней бюджетной системы.

 Для достижения этой цели постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная программа развития бюджетного федерализма на период до 2005 года.

 Целью программы определено формирование и развитие  системы бюджетного устройства, позволяющей органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления  проводить самостоятельную налоговую и бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти различных уровней.

 Создаваемая в соответствии с программой бюджетная система призвана обеспечить:

1)  создание долгосрочных стимулов проведения структурных реформ, поддержания конкурентной среды, содействия росту доходов населения и экономическое развитие территории;

2)  бюджетную ответственность – управление общественными финансами от имени населения и в интересах населения;

3)   социальную справедливость – равной доступности гражданам к общественным услугам и социальным гарантиям;

4)  создание условий для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций;

 Разграничение расходных полномочий между бюджетами определено в качестве первичной задачи.

 Бюджетное законодательство не содержит четкого разграничения расходов между бюджетами различных уровней, поэтому программа предусматривает внесение в бюджетный кодекс понятия «расходные полномочия» - права и обязанности органов власти соответствующих уровней.

 Чтобы это осуществить программа предполагает:

а) осуществить нормативное правовое регулирование бюджетных расходов: объем, качество, доступность общественных услуг, натуральные и финансовые нормативы, уровень и структуру расходов;

б) обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления финансовыми ресурсами;

в) производить финансирование общественных услуг.

 В Бюджетном кодексе должно быть четко закреплено разграничение расходных полномочий между уровнями на основе следующих критериев:

1)  субсидиарности (максимальной близости власти к потребителю  расходов);

2)  территориального соответствия;

3)  территориальной дифференциации;

4)  эффекта масштаба – концентрации расходов обеспечивает экономию средств;

 В распределении средств, программа предусматривает схему, состоящую из трех видов полномочий:

 1. Нормативное регулирование.

 2. Обеспечение финансовыми ресурсами.

 3. Организация предоставления услуг.

 Согласно этой схеме нормативное регулирование может осуществляться, например, федеральным и региональным уровнями, обеспечение финансовыми средствами за счет регионального бюджета, организация предоставления услуг может осуществляться региональным и местным уровнями.

 Все бюджетные услуги разделены на 4 группы:

1.   Бюджетные услуги общего характера.

2.   Бюджетные услуги населению.

3.   Экономическая политика.

4.   Прочие функции.

Приведем отдельные примеры из каждой группы, полностью распределение функций приведено в приложении.

 К бюджетным услугам общего характера относится учет недвижимости для налогообложения, при этом: нормативное правовое регулирование осуществляется федеральным, региональным и местным уровнями, обеспечение финансовыми средствами осуществляется за счет местных бюджетов, на местном же уровне организуется предоставление этой услуги.

 В качестве бюджетной услуги населению рассмотрим здравоохранение общее. Нормативное регулирование осуществляется федеральным уровнем, финансирование и организация предоставления услуг осуществляется региональным + местным уровнями.

 В области экономической политики рассмотрим местный (внутригородской) транспорт. Нормативное регулирование осуществляют все уровни,  а финансирование и организации осуществляется региональным + местным уровнями.

 Предложенная схема распределения расходных полномочий не позволяет определить, какие расходные полномочия будут сняты с местного самоуправления. Видимо только в законах это найдет точное отражение.

 В отношении разграничения основных доходных источников  между уровнями бюджета программа более конкретна (таблица 5).

 В 2004 г. программа  скорректирована и подкреплена внесением значительного объема поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы.

 К числу существенных корректировок следует отнести отказ законодателей от введения налога на недвижимость путем объединения налога на имущество и налога на землю. Исключение и числа местных налогов торгового сбора и налога на рекламу.

 С 2006 года основные налоговые источники  будут закреплены за бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами на долговременной основе. Выравнивание бюджетной обеспеченности будет осуществляться на региональном уровне главным образом за счет дотаций и субвенций, на местном уровне - за счет налога на доходы физических лиц и дотаций. 

 Что касается соотношений, приведенных  в таблице доходных источников и расходных полномочий, то  (по предварительной оценки ряда экспертов) для значительного числа муниципальных образований, предлагаемых налоговых доходов будет явно недостаточно, чтобы обеспечить возлагаемые расходы. Следовательно, выравнивание, видимо, будет осуществляться  по-прежнему за счет дотаций из региональных бюджетов. 

 

  Таблица 5 Общая схема распределения основных доходных источников между уровнями[1] бюджетной системы в Российской Федерации к 2005 году.

 

Налог

Статус

Зачисление (% от общего объема)

Федеральный. бюджет

Регион. бюджеты

Местные. бюджеты

Таможенные пошлины

Ф

100

 

 

НДС

Ф

100

 

 

Налог на доходы физических лиц

Ф

 

70

30

Налог на прибыль[2]

Ф

25

75

 

Налог на наследование

Ф

 

100

 

Транспортный налог

Р

 

100

 

Налог на игорный бизнес

Р

 

100

 

Налог на имущество организаций

Р

 

100

 

Налог на имущество физических лиц

М

 

 

100

Земельный налог

М

 

 

100

Упрощенная система налогообложения

СНР*

 

90

 

Налог на совокупный доход

СНР

 

 

90

 

* Специальный налоговый режим

 



[1] Учтены изменения, предусмотренные Федеральным законом от 20.082004 № 120-ФЗ.

[2] Соотношение распределения налога на прибыль может изменяться федеральным законом О федеральном бюджете на очередной год