4.1.
Налоговая реформа и ее влияние на доходы бюджетов
Налоги являются неотъемлемым элементом государства, поскольку именно налоги являются основным источником финансового обеспечения его деятельности и деятельности местного самоуправления.
Эффективность налоговой системы тесно связана и оказывает существенное влияние на эффективность экономики в целом. Высокие налоги, предполагающие значительные изъятия доходов в пользу государства, приводят к угнетению деловой активности и в итоге к снижению доходов государства.
Вопросы налоговой реформы в данном разделе будут рассматриваться только применительно к формированию доходов бюджетов.
Существующая система налогообложения Российской Федерации начала формироваться в 1990-1991 годах и выстраивалась, видоизменялась по мере формирования рыночных условий в экономике.
Первоначально налоговое законодательство состояло из закона РСФСР «Об основах налоговой системы» и законов РСФСР по отдельным налогам. В большинство законов постоянно вносились изменения и дополнения. По мере внесения этих изменений, налоговое законодательство становилось все более сложным и неоднозначным, вступало в противоречие с гражданским законодательством. Налоговое бремя на предприятия было очень высоким, что сдерживало развитие экономики. Стало совершенно очевидна необходимость в проведении налоговой реформы и кардинального улучшения налогового законодательства.
Налоговая реформа была призвана обеспечить решение двух основных задач:
1. Создать четкое, полное, понятное и по возможности простое законодательство.
2. Снизить налоговое бремя на налогоплательщиков.
Решение первой задачи однозначно требовало разработки и принятия налогового кодекса. В 1996 году появился первый вариант проекта первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Проект прошел многочисленные обсуждения, в ходе доработки в него было внесено множество поправок, и в июле 1998 года первая часть Налогового кодекса была принята. Вводилась она в действие с 1 января 1999 года специальным Федеральным законом от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ «О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Вторая часть Налогового кодекса, состоящая из четырех глав по отдельным налогам, была принята в июле 2000 года и введена в действие Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ с 1 июля 2001 года.
В последующие годы были приняты еще несколько глав второй части. В целом в 2004 году еще не закончена вторая часть, а предстоит принять еще третью и четвертую части кодекса. Иными словами работы в области налогового законодательства предстоит еще достаточно.
Вторая задача – снижение налогового бремени, требовала и требует «увязки» с поступлением налогов в бюджет, поскольку снижение налоговых ставок далеко не всегда сразу дает увеличение поступлений в бюджет.
Основные направления налоговой реформы в части снижения налоговой нагрузки связаны, во-первых, с уменьшением ставки налога на прибыль с 35% сначала до 30%, а затем до 24% и со снижением НДС с 20 до 18%; во-вторых, с отменой прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и введением единой ставки в размере 13%; в-третьих, с введением для малого предпринимательства единого налога по упрощенной системе и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности; в-четвертых, с отменой целой группы местных налогов и введением налога с продаж (необходимо отметить, что налог с продаж, признан Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции РФ и отменён с 1 января 2004 года); в-пятых, с введением единого социального налога вместо платежей в государственные внебюджетные фонды. И, наконец, снижение с 1 января 2005 г. ставки единого социального налога (с 36,5 до 26% по основной группе плательщиков).
Помимо перечисленных, наиболее значимых изменений, следует отметить, что реформа предполагает усиление роли имущественных налогов, взимаемых с населения, переход на рыночный механизм оценки стоимости имущества физических лиц, переход на кадастровый механизм оценки стоимости земли для исчисления налога на землю.
С точки зрения распределения налогов по уровням бюджетов, то общепринято считать, что возросла концентрация налоговых доходов в федеральном бюджете, снизилась собственная доходная база бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Практически ликвидированы местные налоги. В Налоговом кодексе, после поправок июле 2004 г. к местным налогам отнесены только земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Однако, земельный налог будет поступать в местные бюджеты в полном объеме только с 2006 г.
Доля налога на имущество физических лиц пока, при использовании для оценки стоимости имущества, данные бюро технической инвентаризации невелика. Как невелика и роль местных налогов в целом в доходах рассматриваемого в качестве примера муниципального образования - около 6% от налоговых доходов и 4% от всех доходов.