4.1. Налоговая реформа и ее влияние на доходы бюджетов

 

      Налоги являются  неотъемлемым элементом государства, поскольку именно налоги  являются основным источником финансового обеспечения  его деятельности  и деятельности местного самоуправления.

  Эффективность налоговой системы тесно связана и оказывает существенное влияние на  эффективность экономики в целом. Высокие налоги, предполагающие значительные изъятия доходов в пользу государства,  приводят к угнетению деловой активности и в итоге к снижению доходов государства.

 Вопросы налоговой реформы в данном разделе будут рассматриваться только применительно к формированию доходов бюджетов.

 Существующая система налогообложения Российской Федерации  начала формироваться в 1990-1991 годах и выстраивалась, видоизменялась по мере формирования рыночных условий в экономике.

 Первоначально налоговое законодательство состояло из  закона РСФСР «Об основах налоговой системы» и законов  РСФСР по отдельным налогам. В большинство законов постоянно вносились изменения и дополнения. По мере внесения этих изменений, налоговое законодательство становилось все более сложным и неоднозначным, вступало в противоречие с гражданским законодательством. Налоговое бремя на предприятия было очень высоким, что сдерживало развитие экономики. Стало совершенно очевидна необходимость  в проведении налоговой реформы и кардинального улучшения  налогового законодательства.

 Налоговая реформа была призвана обеспечить решение двух основных задач:

1.         Создать четкое, полное, понятное и по возможности простое законодательство.

2.         Снизить налоговое бремя на налогоплательщиков.

 Решение первой задачи однозначно требовало разработки и принятия налогового кодекса. В 1996 году появился первый вариант проекта первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Проект прошел многочисленные обсуждения, в ходе доработки в него было внесено множество поправок, и в июле 1998 года первая часть Налогового кодекса была принята.  Вводилась она в действие с 1 января 1999 года специальным Федеральным законом от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ «О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

 Вторая часть Налогового кодекса, состоящая из четырех глав по отдельным налогам, была принята в июле 2000 года  и введена в действие Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ с 1 июля 2001 года.

 В последующие годы были приняты еще несколько глав второй части. В целом в 2004 году еще не закончена вторая часть, а предстоит принять еще третью и четвертую части кодекса. Иными словами работы в области налогового законодательства предстоит еще достаточно.

        Вторая задача – снижение налогового бремени, требовала и  требует «увязки» с поступлением налогов в бюджет, поскольку снижение налоговых ставок далеко не всегда сразу дает увеличение поступлений в бюджет.

 Основные направления налоговой реформы в части снижения налоговой нагрузки связаны, во-первых, с уменьшением ставки налога на прибыль с 35% сначала до 30%, а затем до 24% и со снижением НДС с 20 до 18%; во-вторых, с отменой прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и введением единой ставки в размере 13%; в-третьих, с введением для малого предпринимательства единого налога по упрощенной системе и единого налога на вмененный  доход для определенных  видов деятельности; в-четвертых, с отменой целой группы местных налогов и введением налога с продаж (необходимо отметить, что налог с продаж, признан Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции РФ и отменён с 1 января 2004 года); в-пятых,  с введением единого социального налога вместо платежей в государственные внебюджетные фонды. И, наконец, снижение с 1 января 2005 г. ставки единого социального налога (с 36,5 до 26% по основной группе плательщиков).

 Помимо перечисленных, наиболее значимых изменений, следует отметить, что реформа предполагает усиление роли имущественных налогов, взимаемых с населения, переход на рыночный механизм оценки стоимости имущества физических лиц, переход на кадастровый механизм оценки стоимости земли для исчисления налога на землю.

 С точки зрения распределения налогов по уровням бюджетов, то общепринято считать, что возросла концентрация налоговых доходов в федеральном бюджете, снизилась собственная доходная база  бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Практически ликвидированы местные налоги. В Налоговом кодексе, после поправок июле 2004 г. к местным налогам отнесены только земельный налог и налог на имущество физических лиц.

 Однако, земельный налог будет поступать в местные бюджеты в полном объеме только с 2006 г.

 Доля налога на имущество физических лиц пока, при использовании для оценки стоимости имущества, данные бюро технической инвентаризации невелика. Как невелика и роль местных налогов в целом в доходах рассматриваемого в качестве примера муниципального образования - около 6% от налоговых доходов и 4% от всех доходов.