3.3. Краткая характеристика бюджетов субъектов Российской
федерации и бюджетов местного самоуправления.
Бюджеты субъектов Российской Федерации являются самостоятельными финансовыми институтами в республиках, краях и областях. Органы государственной власти субъектов самостоятельно, в соответствии с законодательством определяют бюджетную политику, составляют, утверждают и исполняют региональные бюджеты.
Показатели бюджета субъекта РФ рассмотрим на примере условного субъекта РФ с численностью населения 800 тысяч жителей. За основу этой модели приняты показатели ряда субъектов, поэтому они являются достаточным отражением бюджетов на уровне субъектного уровня бюджетной системы. Этой моделью мы будем пользоваться и в последующих главах, когда будем рассматривать показатели бюджетов субъектов РФ.
Доходы субъекта на 2004 год определены в сумме 4748 млн. рублей. В том числе, налоговые доходы – 1845 млн. рублей, неналоговые доходы – 155 млн. рублей, безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней – 2739 млн. рублей, доходы от предпринимательской и иной деятельности – 8,4 млн. рублей.
Налоговые доходы складываются из налога на прибыль – 3,4%, налога на доходы физических лиц – 40,3%, налоги на товары и услуги – 32,8%, налоги на совокупный доход –5,1%, налоги на имущество – 4,9 %, налоги за пользование природными ресурсами – 6,6%, прочие –5,9
Расходы совместно с Российской Федерацией описаны выше, а расходы, которые финансируются исключительно из бюджетов субъектов РФ следующие:
- обеспечение функционирования органов государственной власти субъекта;
- обслуживание и погашение государственного долга субъекта;
- проведение выборов и референдумов субъекта РФ;
- обеспечение реализации региональных целевых программ;
- формирование государственной собственности субъекта;
- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности субъекта;
- оказание помощи муниципальным бюджетам;
- компенсация расходов, возникших в результате принятых субъектом решений, приводящих к увеличению расходов или снижению доходов муниципальных образований.
Деятельность и функции органов местного самоуправления определены федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого в1995 году. В 2003 году принята его новая редакция, которая в полном объеме вступит в силу с 1 января 2006 г.
Местные бюджеты являются самостоятельным финансовым институтом муниципального уровня, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты.
Структуру доходов местного бюджета рассмотрим, как и в случае с бюджета субъекта на примере условного муниципального образования с численностью населения около 100 тысяч жителей.
Общий объем доходов на 2004 год определен в сумме 539,0 млн. рублей.
Налоговые доходы составляют 374 млн. рублей, неналоговые – 23,5 млн. рублей, безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней – 141,5 млн. рублей.
Налоговые доходы запланированы в следующих соотношениях: налог на прибыль –32,9%, налог на доходы физических лиц – 44,1%, налоги на совокупный доход – 8,6%, налоги на имущество – 6,1%, платежи за пользование природными ресурсами 5,6%.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие расходы:
- содержание органов местного самоуправления;
- формирование муниципальной собственности;
- содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
- организация, содержание и развитие муниципального жилищного хозяйства;
- муниципальное дорожное строительство;
- благоустройство и озеленение территорий;
- организация утилизации бытовых отходов;
- содержание мест захоронений;
- охрана окружающей природной среды на территории муниципального образования;
- реализация целевых муниципальных программ;
- обслуживание и погашение муниципального долга;
- целевое дотирование населения;
- проведение муниципальных выборов и
референдумов.