3.3. Краткая характеристика бюджетов субъектов Российской федерации и бюджетов местного самоуправления.

 

      Бюджеты  субъектов Российской Федерации являются самостоятельными финансовыми институтами в республиках, краях и областях. Органы государственной власти субъектов самостоятельно, в соответствии  с законодательством  определяют бюджетную политику, составляют, утверждают и исполняют региональные бюджеты.

      Показатели бюджета субъекта РФ рассмотрим на примере условного субъекта РФ с численностью населения 800 тысяч жителей.  За основу этой модели приняты  показатели  ряда субъектов, поэтому они являются  достаточным отражением бюджетов на уровне субъектного уровня бюджетной системы. Этой моделью мы будем пользоваться и в последующих главах, когда будем рассматривать показатели бюджетов субъектов РФ. 

      Доходы  субъекта на 2004 год определены в сумме 4748 млн. рублей. В том числе, налоговые доходы – 1845 млн. рублей, неналоговые доходы – 155 млн. рублей, безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней – 2739 млн. рублей, доходы от предпринимательской  и иной деятельности – 8,4 млн. рублей.

      Налоговые доходы складываются из налога на прибыль – 3,4%, налога на доходы физических лиц – 40,3%, налоги на товары и услуги – 32,8%, налоги на совокупный доход –5,1%, налоги на имущество – 4,9 %, налоги за пользование природными ресурсами – 6,6%, прочие –5,9

      Расходы совместно с Российской Федерацией описаны выше,  а расходы, которые финансируются  исключительно из бюджетов субъектов РФ следующие:

-  обеспечение функционирования органов государственной власти субъекта;

-  обслуживание и погашение государственного долга субъекта;

-  проведение выборов и референдумов субъекта РФ;

-  обеспечение реализации региональных целевых программ;

-  формирование государственной собственности субъекта;

-  содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности субъекта;

-  оказание помощи муниципальным бюджетам;

-  компенсация расходов, возникших в результате принятых субъектом решений, приводящих к увеличению расходов или снижению доходов муниципальных образований.

      Деятельность  и функции органов местного самоуправления определены федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятого в1995 году. В 2003 году  принята его новая редакция, которая в полном объеме вступит в силу с 1 января 2006 г.

       Местные бюджеты являются самостоятельным финансовым институтом муниципального уровня, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты.

        Структуру доходов местного бюджета рассмотрим, как и в случае с бюджета субъекта на примере условного муниципального образования с численностью населения около 100 тысяч жителей.

       Общий объем доходов на 2004 год определен в сумме 539,0 млн. рублей.

Налоговые доходы составляют 374 млн. рублей, неналоговые – 23,5 млн. рублей, безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней – 141,5 млн. рублей.

       Налоговые доходы запланированы в следующих соотношениях: налог на прибыль –32,9%, налог на доходы физических лиц – 44,1%, налоги на совокупный доход – 8,6%,  налоги на  имущество – 6,1%,  платежи за пользование природными ресурсами  5,6%.    

      В соответствии с Федеральным  законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие расходы:

- содержание органов местного самоуправления;

- формирование муниципальной собственности;

- содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

- организация, содержание и развитие муниципального жилищного хозяйства;

- муниципальное дорожное строительство;

- благоустройство и озеленение территорий;

- организация утилизации бытовых отходов;

- содержание мест захоронений;

- охрана окружающей природной среды на территории муниципального образования;

- реализация целевых муниципальных программ;

- обслуживание  и погашение муниципального долга;

- целевое дотирование населения;

- проведение муниципальных выборов и референдумов.