3.2. Общая характеристика федерального бюджета
Основные
функции управления государством возложены на федеральный уровень. Для выполнения
данных функций, для обеспечения проведения государственной политики
формируется федеральный бюджет.
Через
федеральный бюджет осуществляется
процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта
между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями общества.
На федеральный
бюджет возложено финансирование общегосударственных органов и мероприятий,
связанных с обеспечением обороны и безопасности, правоохранительной
деятельности, развитие науки, подготовка высококвалифицированных кадров.
Средства
федерального бюджета являются главным
источником финансирования структурной перестройки экономики, развития
перспективных направлений в промышленном производстве, освоения новых
технологий. Решение проблем экономики и социальной сферы посредством
финансирования федеральных целевых программ также связано преимущественно с
федеральными бюджетными средствами.
Доходы федерального бюджета
на 2004 год определены в сумме 2742,9 млрд. рублей и складываются из
налоговых доходов в сумме 2071,4 млрд. рублей, неналоговых доходов в сумме
219,2 млрд. рублей, доходы целевых бюджетных фондов в сумме 14,1 млрд. рублей и
доходов в виде единого социального налога (ЕСН) – 438,2 млрд. руб. ЕСН выделен
в самостоятельный подраздел в приложении 5 к федеральному бюджету,
поскольку данный налог имеет целевой характер.
Налоговые
доходы образованы по основным источникам в следующих соотношениях: налог на
прибыль – 7,9%, налог на добавленную стоимость – 47,7%, акцизы – 4,5%,
таможенные пошлины – 25,6%, платежи за природные ресурсы – 13,5%.
Расходы
федерального бюджета складываются из расходов, финансируемых исключительно из
федерального бюджета и расходов, финансируемых совместно с бюджетами субъектов
Российской Федерации.
Исключительно из федерального бюджета
финансируются расходы на:
-
обеспечение
деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства Российской
Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных
органов;
-
функционирование
судебной системы;
-
осуществление
международной деятельности;
-
национальную
оборону и обеспечение безопасности государства;
-
государственную
поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
-
государственную
поддержку атомной энергетики;
-
ликвидацию последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
-
исследование
космического пространства;
-
содержание
учреждений, находящихся в федеральной собственности;
-
формирование
федеральной собственности;
-
обслуживание и
погашение государственного долга;
-
пополнение
государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней,
государственного материального резерва;
-
федеральную
инвестиционную программу;
-
проведение
федеральных выборов и федеральных референдумов;
-
финансовую
поддержку субъектов РФ и финансирование передаваемых государственных
полномочий;
-
официальный
статистический учет.
В соответствии
с Конституцией РФ значительная часть государственных функций находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Данное положение
порождает и совместные финансовые обязательства. Бюджетный кодекс определил,
что совместно за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ финансируются следующие
расходы:
-
государственная
поддержка отраслей промышленности;
-
обеспечение
правоохранительной деятельности;
-
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы;
-
обеспечение
социальной защиты населения;
-
обеспечение
охраны окружающей природной среды;
-
развитие рыночной
инфраструктуры;
-
обеспечение
развития федеративных и национальных отношений;
-
обеспечение
деятельности избирательных комиссий субъектов;
-
обеспечение
деятельности средств массовой информации;
-
финансовая помощь
другим бюджетом.