3.2. Общая характеристика федерального бюджета

 

 Основные функции управления государством возложены на федеральный уровень. Для выполнения данных функций, для обеспечения проведения государственной политики формируется  федеральный бюджет.

 Через федеральный бюджет осуществляется  процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями общества.

 На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов и мероприятий, связанных с обеспечением обороны и безопасности, правоохранительной деятельности, развитие науки, подготовка высококвалифицированных кадров.

 Средства федерального бюджета  являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в промышленном производстве, освоения новых технологий. Решение проблем экономики и социальной сферы посредством финансирования федеральных целевых программ также связано преимущественно с федеральными бюджетными средствами.

 Доходы федерального бюджета  на 2004 год определены в сумме 2742,9 млрд. рублей и складываются из налоговых доходов в сумме 2071,4 млрд. рублей, неналоговых доходов в сумме 219,2 млрд. рублей, доходы целевых бюджетных фондов в сумме 14,1 млрд. рублей и доходов в виде единого социального налога (ЕСН) – 438,2 млрд. руб. ЕСН выделен в самостоятельный подраздел в приложении 5 к федеральному бюджету, поскольку данный налог имеет целевой характер.

 Налоговые доходы образованы по основным источникам в следующих соотношениях: налог на прибыль – 7,9%, налог на добавленную стоимость – 47,7%, акцизы – 4,5%, таможенные пошлины – 25,6%, платежи за природные ресурсы – 13,5%.

 Расходы федерального бюджета складываются из расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета и расходов, финансируемых совместно с бюджетами субъектов Российской Федерации.

 Исключительно из федерального бюджета финансируются расходы на:

-    обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

-   функционирование судебной системы;

-   осуществление международной деятельности;

-   национальную оборону и обеспечение безопасности государства;

-   государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

-   государственную поддержку атомной энергетики;

-   ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

-   исследование космического пространства;

-   содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;

-   формирование федеральной собственности;

-   обслуживание и погашение государственного долга;

-   пополнение государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней, государственного материального резерва;

-   федеральную инвестиционную программу;

-   проведение федеральных выборов и федеральных референдумов;

-   финансовую поддержку субъектов РФ и финансирование передаваемых государственных полномочий;

-   официальный статистический учет.

 В соответствии с Конституцией РФ значительная часть государственных функций находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Данное положение порождает и совместные финансовые обязательства. Бюджетный кодекс определил, что совместно за счет средств федерального бюджета и средств  бюджетов субъектов РФ финансируются следующие расходы:

-    государственная поддержка отраслей промышленности;

-    обеспечение правоохранительной деятельности;

-    научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

-    обеспечение социальной защиты населения;

-    обеспечение охраны окружающей природной среды;

-    развитие рыночной инфраструктуры;

-    обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

-    обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов;

-    обеспечение деятельности средств массовой информации;

-    финансовая помощь другим бюджетом.