3.1. Консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджетное послание Президента Российской Федерации

 

      В условиях федеративного государства отсутствует единый,  утверждаемый нормативным актом, бюджет государства. В России,  как уже отмечалось, бюджетная система представлена  федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами муниципальных образований.

  Вместе с тем, статьей 182 Бюджетного кодекса РФ определено, что одновременно с проектом  бюджета на очередной год составляется прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории.

 Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы.

 Для федерального уровня - это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ, для регионального уровня – свод бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований.

 Консолидированные бюджеты законодательными органами не утверждаются и по сути являются статистическим сводом бюджетных показателей, сгруппированных по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования.

 Показатели консолидированного бюджета используются в бюджетном планировании, прежде всего при рассмотрении вопросов регулирования межбюджетных отношений в плане выравнивания бюджетной обеспеченности.

 Кроме того, показатели консолидированного бюджета используются при составлении сводного финансового баланса, прогноза социально-экономического развития федерации или региона, а также при расчетах показателей бюджетной обеспеченности  населения, территории или государства в целом. Динамика показателей  бюджетной обеспеченности является одним из индикаторов развития федерации или отдельных регионов.

 Важным документом в бюджетном процессе является Бюджетное послание Президента РФ. Послание предусмотрено ст.179 Бюджетного кодекса, оно направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующему очередному финансовому году. Иными словами послание на 2005 год должно быть направлено в марте 2004 года. Данный срок обусловлен тем, что работа над составлением проекта федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. 

 Основное предназначение послания – определение бюджетной политики на очередной финансовый год.

      Бюджетное послание содержит итоги предшествующего финансового года, задачи бюджетной политики в области доходов  и расходов, межбюджетных отношений, управлении государственным долгом и в области совершенствования управления финансами.