1.2. Экономическая сущность и содержание бюджета

 

Бюджет является основным финансовым планом государства, что предоставляет органам власти  реальные экономические возможности осуществления воли государства, его властных полномочий. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют проводить экономическую  и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России.

Бюджет отражает размеры необходимых государству (местному самоуправлению) финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Характер налоговой политики определяет виды и объемы доходов бюджета.

Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, им присуща денежная форма.

Бюджет выполняет следующие основные функции:

-         перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП);

-         государственное регулирование и стимулирование экономики;

-         финансовое обеспечение учреждений и организаций бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

-         контроль за образованием и использованием централизованных фондов

           денежных средств.

      Перераспределение ВВП  осуществляется через две взаимосвязанные  и одновременно проходящие стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств - осуществление расходов.

 Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти  РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Образование доходов связано с принудительным изъятием в пользу государства (местного самоуправления) части ВВП, созданного в процессе общественного производства.

Доходы могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате  ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.).

Неналоговые доходы образуются в результате экономической деятельности государства (доходы от использования государственной собственности, административные платежи и др.), либо перераспределения уже полученных доходов по другим уровням.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и бюджетные кредиты.

В бюджете определяются только размеры бюджетных расходов по разделам статьям и видам расходов. Непосредственное осуществление расходов производят бюджетополучатели – учреждения и организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся в соответствии с нормативным актом о бюджете получателями и распорядителями средств соответствующего бюджета.

Регулирующая  и стимулирующая функция бюджета связана с использованием бюджетных средств для создания условий экономического роста через   финансирование или бюджетное кредитование приоритетных отраслей или путем установления в нормативном акте о бюджете сниженных ставок налоговых изъятий в этих отраслях.

Средства бюджета являются основным источником финансирования учреждений, находящихся в государственной или муниципальной  собственности. Через предоставление услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а также через финансирование целевых программ различного уровня государственные и муниципальные органы обеспечивают реализацию полномочий и функций соответствующего уровня.

        Контрольная функция  бюджета действует одновременно с распределительной и призвана  обеспечить  государственный (муниципальный) контроль за полнотой поступления доходов и эффективным использованием  бюджетных средств.