1.2. Экономическая сущность и содержание бюджета
Бюджет является
основным финансовым планом государства, что предоставляет органам власти реальные экономические возможности
осуществления воли государства, его властных полномочий. Федеральный бюджет,
бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми
инструментами, позволяют проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях,
так и в целом в России.
Бюджет отражает
размеры необходимых государству (местному самоуправлению) финансовых ресурсов и
определяет тем самым налоговую политику в стране. Характер налоговой политики
определяет виды и объемы доходов бюджета.
Бюджет
фиксирует конкретные направления расходования
средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего
продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора
экономики.
Как экономическая
категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений,
им присуща денежная форма.
Бюджет выполняет следующие основные функции:
-
перераспределение
валового внутреннего продукта (ВВП);
-
государственное
регулирование и стимулирование экономики;
-
финансовое
обеспечение учреждений и организаций бюджетной сферы и осуществление социальной
политики государства;
-
контроль
за образованием и использованием
централизованных фондов
денежных средств.
Перераспределение ВВП осуществляется через две взаимосвязанные и одновременно проходящие стадии: образование
доходов бюджета и использование бюджетных средств - осуществление расходов.
Доходы бюджета – денежные средства,
поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов
государственной власти РФ, органов
государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Образование доходов
связано с принудительным изъятием в пользу государства (местного
самоуправления) части ВВП, созданного в процессе общественного производства.
Доходы могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.).
Неналоговые доходы образуются в результате экономической деятельности государства (доходы от использования государственной собственности, административные платежи и др.), либо перераспределения уже полученных доходов по другим уровням.
Расходы бюджета –
денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления. Расходы носят в основном безвозвратный
характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и
бюджетные кредиты.
В бюджете определяются
только размеры бюджетных расходов по разделам статьям и видам расходов.
Непосредственное осуществление расходов производят бюджетополучатели –
учреждения и организации производственной и непроизводственной сферы,
являющиеся в соответствии с нормативным актом о бюджете получателями и
распорядителями средств соответствующего бюджета.
Регулирующая и стимулирующая функция бюджета связана с
использованием бюджетных средств для создания условий
экономического роста через
финансирование или бюджетное кредитование приоритетных отраслей или
путем установления в нормативном акте о бюджете сниженных ставок налоговых
изъятий в этих отраслях.
Средства бюджета
являются основным источником финансирования учреждений, находящихся в
государственной или муниципальной собственности.
Через предоставление услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а также через
финансирование целевых программ различного уровня государственные и
муниципальные органы обеспечивают реализацию полномочий и функций
соответствующего уровня.
Контрольная функция бюджета
действует одновременно с распределительной и призвана обеспечить
государственный (муниципальный) контроль за полнотой поступления доходов
и эффективным использованием бюджетных
средств.