15.5. Ответственность за нарушение
бюджетного законодательства.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение
установленного Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов
бюджетов, утверждения бюджетов исполнения и контроля за
исполнением бюджетов всех уровней признается нарушением бюджетного
законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.
Меры, применяемые к нарушителям,
включают:
1.
Предупреждение о ненадлежащем исполнении
бюджетного процесса.
2.
Блокировку расходов.
3.
Изъятие бюджетных средств.
4.
Приостановление операций по счетам в
кредитных организациях.
5.
Наложение штрафов.
6.
Начисление пени.
На федеральном уровне полномочиями по применению мер принуждения являются органы
федерального казначейства.
Органы федерального казначейства обладают
правом по применению мер принуждения и на уровне субъектов РФ, если они осуществляют кассовое исполнение бюджетов
субъектов РФ, о чем уже отмечалось выше,
в разделе 15.3.
Если органы федерального казначейства не
осуществляют исполнение региональных и местных бюджетов, то правом применения мер принуждения обладают
соответствующие региональные или местные финансовые органы.
Непосредственно правом применения мер
принуждения наделены руководители финансовых органов и их заместители. Эти руководители в соответствии
с законодательством могут применять как
меры принуждения, связанные с бюджетным
процессом, так и меры, связанные с вынесением предупреждений должностным лицам о
нарушении бюджетного законодательства. Кроме того, руководители финансовых органов
и их заместители, имеют право составлять
протоколы об административных
правонарушениях.
Протоколы об административных
правонарушениях являются основанием для наложения штрафов на должностных и юридических лиц.
Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного
законодательства являются:
-
неисполнение закона (решения) о бюджете;
-
нецелевое использование бюджетных средств;
-
не
перечисление, неполное или несвоевременное перечисление бюджетных средств бюджетополучателям;
-
несвоевременное зачисление бюджетных
средств на счета получателей;
-
несвоевременное предоставление отчетов и
других сведений, связанных с исполнением бюджета;
-
несвоевременное доведение до
бюджетополучателей уведомлений о
бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
-
несоответствие бюджетной росписи закону
(решению) о бюджете;
-
несоблюдение обязательности зачисления
доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
-
несвоевременное исполнение платежных
документов на перечисление средств, подлежащих
зачислению на счета бюджета;
-
несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об их исполнении;
-
отказ
или несвоевременное подтверждение о принятых бюджетных обязательствах;
-
финансирование расходов, не включенных в
бюджетную роспись или в размерах, превышающих суммы, предусмотренные в
бюджетной росписи;
-
несоблюдение предельных размеров
дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга;
-
открытие счетов бюджета в кредитных
организациях при наличии на соответствующей территории отделений Центрального Банка России.
В завершение главы о контроле и
ответственности необходимо обратить
внимание, что нормы Бюджетного кодекса предусматривают нарушения на всех этапах
бюджетного процесса, однако основания для применения мер принуждения и
ответственности предусмотрены только
к стадии исполнения бюджета.
Не предусмотрена ответственность за
нарушения при составлении, рассмотрении и утверждении бюджета. Видимо и по этой причине бюджеты нижестоящих уровней далеко не всегда сбалансированы по доходам и
расходам, учитывая, что объемы доходов нижестоящих бюджетов фактически
определяются законами (решениями) о бюджетах вышестоящих уровней бюджетной
системы.
Установление
показателей расходных обязательств для каждого уровня
бюджетной системы и обеспечения этих
обязательств соответствующими доходными источниками должно обеспечить решение данной проблемы.