15.5. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.      

 

      Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

      Меры, применяемые к нарушителям, включают:

1.     Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

2.     Блокировку расходов.

3.     Изъятие бюджетных средств.

4.     Приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

5.     Наложение штрафов.

6.     Начисление пени.

      На федеральном уровне полномочиями  по применению мер принуждения являются органы федерального казначейства.

      Органы федерального казначейства обладают правом по применению мер принуждения и на уровне субъектов РФ, если они  осуществляют кассовое исполнение   бюджетов  субъектов РФ, о чем уже отмечалось выше,  в разделе 15.3.

     Если органы федерального казначейства не осуществляют исполнение региональных и местных бюджетов, то правом  применения мер принуждения обладают соответствующие региональные или местные финансовые органы.

     Непосредственно правом применения мер принуждения наделены руководители финансовых органов  и их заместители. Эти руководители в соответствии с законодательством могут   применять как меры принуждения,  связанные с бюджетным процессом,   так и меры, связанные с  вынесением предупреждений должностным лицам о нарушении бюджетного законодательства. Кроме того, руководители финансовых органов и их заместители, имеют право  составлять протоколы   об административных правонарушениях.

    Протоколы об административных правонарушениях являются основанием для наложения штрафов на  должностных и юридических лиц.

     Основаниями  применения мер  принуждения за нарушение бюджетного законодательства являются:

-         неисполнение закона (решения) о бюджете;

-          нецелевое использование бюджетных средств;

-          не перечисление, неполное или несвоевременное перечисление   бюджетных средств бюджетополучателям;

-         несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей;

-         несвоевременное предоставление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

-         несвоевременное доведение до бюджетополучателей уведомлений  о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

-         несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

-         несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-         несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих  зачислению на счета бюджета;

-         несвоевременное представление  проектов бюджетов и отчетов об их исполнении;

-         отказ  или несвоевременное подтверждение о принятых бюджетных обязательствах;

-         финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись или в размерах, превышающих суммы, предусмотренные в бюджетной росписи;

-         несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга;

-         открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений  Центрального Банка России.  

      В завершение главы о контроле и ответственности  необходимо обратить внимание, что нормы Бюджетного кодекса предусматривают нарушения на всех этапах бюджетного процесса, однако основания для применения мер принуждения и ответственности  предусмотрены только к  стадии исполнения бюджета.

       Не предусмотрена ответственность за нарушения при составлении, рассмотрении и утверждении бюджета. Видимо  и по этой причине бюджеты нижестоящих уровней  далеко не всегда сбалансированы по доходам и расходам, учитывая, что объемы доходов нижестоящих бюджетов фактически определяются законами (решениями) о бюджетах вышестоящих уровней бюджетной системы.

    Установление показателей расходных обязательств для каждого уровня бюджетной системы и  обеспечения этих обязательств соответствующими доходными источниками  должно обеспечить решение данной проблемы.