15.4. Бюджетный контроль

 

      Контроль за исполнением бюджета осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами.

      Контроль представительного органа предполагает:

1.        Право соответствующих представительных органов на получение оперативной информации об исполнении бюджета.

2.        Право  на утверждение или не утверждение отчета об исполнении бюджета.

3.        Право  вынесения оценки деятельности исполнительного органа по исполнению бюджета.

4.        Право на создание собственного контрольно-счетного органа.

     Оперативная информация об исполнении бюджета – ежемесячные справки и квартальные отчеты могут рассматриваться представительным органом без утверждения и являются основой для внесения поправок в бюджет в ходе его исполнения.

      По итогам  финансового года представительный орган рассматривает отчет исполнительного органа об исполнении бюджета. Рассмотрению отчета должна предшествовать документальная проверка уполномоченного органа (или аудиторской организации) и соответствующее заключение по разделам функциональной  классификации и главным  распорядителям кредитов по целевому использованию средств бюджета.

       При утверждении (не утверждении) отчета об исполнении бюджета представительный орган вправе выносить оценку исполнения бюджета. Например, признать исполнение бюджета соответствующей администрацией удовлетворительным и отметить направления или разделы, по которым необходимо разработка мер, направленных на повышение качества бюджетного процесса.

      При выявлении в ходе  проверки исполнения    (аудита) нарушений законодательства  представительный орган может признать исполнение бюджета неудовлетворительным и в зависимости от характера выявленных нарушений и обратиться  в прокуратуру с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования.

     Контроль исполнительного органа  складывается из оперативного, текущего и последующего.

1.     Оперативный контроль – постоянный, ежедневный, декадный, месячный контроль за поступлением доходов и отслеживанием финансирования неотложных мер.

   В силу высокого уровня дефицита в  значительном числе бюджетов субъектов РФ и особенно местных бюджетов,  распределение средств осуществляется в оперативном режиме,  в соответствии с заключенными соглашениями по оплате расходов, связанных с жизнеобеспечением (энергоснабжение,  обеспечение водой  и т.д.).

2.     Текущий контроль – проведение проверок в ходе исполнения бюджета, включая тематические проверки, проводимые  финансовыми органами и составление промежуточных отчетов, на основании которых осуществляется внесение изменений в бюджет.

3.      Последующий контроль – проверки исполнения бюджета, осуществляемые финансовым органом исполнительной власти или независимым аудитором перед составлением отчета. По результатам контроля исполнительный орган вправе применять меры дисциплинарного характера к нарушителям или передавать материалы в правоохранительные органы в случае выявления нецелевого использования средств бюджета.

      Введение кассового исполнения бюджета значительно сокращает нецелевое использование средств.