15.3. Исполнение бюджетов

 

      Исполнение бюджетов начинается с началом финансового года и осуществляется уполномоченными органами на основе бюджетной росписи.

      Органами, уполномоченными осуществлять исполнение бюджета на федеральном уровне, является Правительство РФ, Министерство финансов и главные распорядители кредитов – министерства, государственные комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с ведомственной классификацией расходов.

      На уровне субъектов исполнение осуществляют Администрации (Правительства), финансовые управления (министерства финансов), главные распорядители кредитов в соответствии с ведомственной классификацией расходов.

       На муниципальном уровне схема   примерно такая же, как и на уровне субъекта, имеются отличия в названиях органов и распорядителях кредитов.

        После утверждения бюджета главные распорядители кредитов на основании утвержденных сумм по отраслям и распорядителям кредитов в течение 10 дней составляют в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов  бюджетную роспись по распорядителям и получателям бюджетных средств, с поквартальной разбивкой ассигнований.

        Бюджетная роспись – это  сводное распределение средств получателям с распределением по разделам экономической классификации расходов. Напомним, что экономическая классификация включает текущие расходы од 100000, капитальные расходы - 200000, предоставление бюджетных кредитов – 300000.

        Структура текущих расходов рассматривалась в главах 10 и 11 на примере учреждений.

      На основании бюджетной росписи  главных распорядителей кредитов финансовый орган составляет сводную бюджетную роспись, которая должна быть утверждена руководителем финансового органа  в течение 15 дней после утверждения бюджета. Не позднее 17 дней после утверждения бюджета сводная бюджетная роспись должна быть направлена в  Правительство или  соответствующий орган субъекта РФ или местного самоуправления.

      Для сведения сводная бюджетная роспись направляется в законодательный (представительный) орган и Счетную палату или соответствующий  контрольный орган других уровней бюджетной системы.

     Столь жесткие сроки установлены, чтобы иметь возможность начинать новый финансовый год с необходимыми документами. Однако даже для федерального уровня сводная бюджетная роспись составляется  в ходе начавшегося финансового года, поскольку, например, федеральный бюджет на 2004 год был  принят Государственной Думой 28 ноября, одобрен Советом Федерации 10 декабря и подписан Президентом 23 декабря 2003 г.

      Исполнение бюджета предусмотрено по доходам и расходам.

      Исполнение по доходам предусматривает:

-         перечисление и зачисление  доходов на единые счета  бюджета;

-         распределение  в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

-         возврат излишне начисленных сумм;

-         учет доходов и составление отчетов.

      Общая схема этого процесса выглядит следующим образом. Налогоплательщики перечисляют платежи на счета отделения федерального казначейства в субъекте РФ. Казначейство распределяет поступившие средства по уровням  бюджетов с учетом действующих норм налогового законодательства.

     Поскольку по ряду налогов предусмотрены авансовые платежи, то по окончанию налогового периода  из-за изменений условий  деятельности или результативности бизнеса могут возникать переплаты,   которые должны быть возвращены или зачислены в счет будущих платежей.

      Исполнение бюджета по расходам  осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на счетах с соблюдением процедуры санкционирования и финансирования.

     Этап санкционирования включает составление и утверждение бюджетной росписи, и утверждение и доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях до  распорядителей и получателей средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям. Этап также включает утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей кредитов.

       Бюджетные обязательства, признанная органом исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета, возникшая в соответствии с законом (нормативным актом) о бюджете и сводной бюджетной росписью.

     Лимиты бюджетных обязательств -  объем обязательств на период не более трех месяцев, как правило, на квартал.

      Получатели средств бюджета получают разрешение – санкцию на проведение  расходов, о финансовый орган обязуется его исполнить.

      С учетом складывающейся ситуации, при неравномерном распределении расходов по кварталам, из-за изменения тарифов в течение года, до внесения поправок в бюджет, возможно  проведение передвижение  части кредитов  с последующих периодов для обеспечения текущего финансирования.

      Внесение  изменений в бюджет производится в ходе его исполнения в случае увеличения или уменьшения доходов, а также в случаях необходимости увеличения расходов.

       Поправками в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», внесенными в 2003 году установлено,  пересмотр цен и тарифов на коммунальные услуги должно сопровождаться соответствующими изменениями в бюджетах.

     Особенности  кассового исполнения бюджетов.  Существуют  две основные схемы организации  финансирования  расходов бюджетополучателей.

      Согласно первой схемы, финансовые органы в соответствии с бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств перечисляют средства главным распорядителям и распорядителям кредитов средства, Распорядители средств перечисляют средства получателям,  которые осуществляют расходы в соответствии со сметой, самостоятельно определяя первоочередность финансирования.

      Контроль расходования средств финансовые органы проводят в виде последующих плановых или тематических проверок.

      В условиях высокого уровня дефицита и неравномерности поступления средств, а также в силу разного понимания приоритетов у руководителей при такой схеме финансирования возможно возникновение различного рода осложнений. Например, финансовые органы, перечисляя средства исходили из того, что на  первой неделе месяца учреждения отрасли рассчитаются за электроэнергию, а руководители отрасли перечислили средства за водоснабжение. Через неделю, руководители исполнительного органа получили предупреждение о возможном отключении от электроэнергии, с последующими проблемами. Кроме того, такая схема не исключает нецелевого использования бюджетных средств.

      Вторая схема, получавшая название кассового исполнения бюджета предполагает, что распорядители и получатели бюджетных средств на основе заявок готовят  счета на оплату конкретного вида расходов и финансовые органы осуществляют перечисление средств на конкретные нужды – на оплату электроэнергии, проведенные ремонтов или на заработную плату.

      Контроль использования средств  в этом случае осуществляется  более эффективно. Возможность нецелевого использования средств при этой схеме серьезно затруднено, что повышает эффективность использования средств.

      Кассовое исполнение федерального  бюджета осуществляется через органы федерального казначейства в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

      Кассовое исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов могут осуществлять как финансовые органы, так и по договору, органы федерального казначейства.

      Для субъектов РФ, имеющих высокий уровень дотаций из федерального бюджета, кассовое исполнение бюджетов через    органы федерального казначейства, является обязательным. Перечень высокодотационных субъектов РФ  определяется ежегодно законом о федеральном бюджете. В 2003 году этот перечень включал 29  республик, областей,  автономных округов, в 2004 – 31 субъект РФ.