15.3. Исполнение бюджетов
Исполнение бюджетов начинается с началом
финансового года и осуществляется уполномоченными органами на основе бюджетной
росписи.
Органами, уполномоченными осуществлять
исполнение бюджета на федеральном уровне, является Правительство РФ,
Министерство финансов и главные распорядители кредитов – министерства,
государственные комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы
исполнительной власти в соответствии с ведомственной классификацией расходов.
На уровне субъектов исполнение
осуществляют Администрации (Правительства), финансовые управления (министерства
финансов), главные распорядители кредитов в соответствии с ведомственной
классификацией расходов.
На муниципальном уровне схема примерно такая же, как и на уровне субъекта,
имеются отличия в названиях органов и распорядителях кредитов.
После утверждения бюджета главные
распорядители кредитов на основании утвержденных сумм по отраслям и
распорядителям кредитов в течение 10 дней составляют в соответствии с
функциональной и экономической классификациями расходов бюджетную роспись по распорядителям и
получателям бюджетных средств, с поквартальной разбивкой ассигнований.
Бюджетная роспись
– это сводное распределение средств
получателям с распределением по разделам экономической классификации расходов.
Напомним, что экономическая классификация включает текущие расходы -код 100000, капитальные расходы - 200000, предоставление
бюджетных кредитов – 300000.
Структура текущих расходов
рассматривалась в главах 10 и 11 на примере учреждений.
На основании бюджетной росписи главных распорядителей кредитов финансовый
орган составляет сводную бюджетную роспись, которая должна быть утверждена
руководителем финансового органа в
течение 15 дней после утверждения бюджета. Не позднее 17 дней после утверждения
бюджета сводная бюджетная роспись должна быть направлена в Правительство или соответствующий орган субъекта РФ или
местного самоуправления.
Для сведения сводная бюджетная роспись
направляется в законодательный (представительный) орган и Счетную палату или
соответствующий контрольный орган других
уровней бюджетной системы.
Столь жесткие сроки установлены, чтобы
иметь возможность начинать новый финансовый год с необходимыми документами.
Однако даже для федерального уровня сводная бюджетная роспись составляется в ходе начавшегося финансового года,
поскольку, например, федеральный бюджет на 2004 год был принят Государственной Думой 28 ноября,
одобрен Советом Федерации 10 декабря и подписан Президентом 23 декабря 2003 г.
Исполнение бюджета предусмотрено по доходам и
расходам.
Исполнение по доходам
предусматривает:
-
перечисление и зачисление доходов на единые счета бюджета;
-
распределение в соответствии с утвержденным бюджетом
регулирующих доходов;
-
возврат излишне начисленных сумм;
-
учет доходов и составление отчетов.
Общая схема этого процесса выглядит
следующим образом. Налогоплательщики перечисляют платежи на счета отделения
федерального казначейства в субъекте РФ. Казначейство распределяет поступившие
средства по уровням бюджетов с учетом
действующих норм налогового законодательства.
Поскольку по ряду налогов предусмотрены
авансовые платежи, то по окончанию налогового периода из-за изменений условий деятельности или результативности бизнеса
могут возникать переплаты, которые
должны быть возвращены или зачислены в счет будущих платежей.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия
бюджетных средств на счетах с соблюдением процедуры санкционирования и финансирования.
Этап санкционирования включает составление
и утверждение бюджетной росписи, и утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей средств, а также
утверждение смет доходов и расходов распорядителям. Этап также включает
утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до
распорядителей кредитов.
Бюджетные обязательства,
признанная органом исполняющим бюджет, обязанность
совершить расходование средств соответствующего бюджета, возникшая в
соответствии с законом (нормативным актом) о бюджете и сводной бюджетной
росписью.
Лимиты бюджетных обязательств
- объем обязательств на период не более
трех месяцев, как правило, на квартал.
Получатели средств бюджета получают разрешение
– санкцию на проведение расходов, о
финансовый орган обязуется его исполнить.
С учетом складывающейся ситуации, при
неравномерном распределении расходов по кварталам, из-за изменения тарифов в
течение года, до внесения поправок в бюджет, возможно проведение передвижение части кредитов с последующих периодов для обеспечения
текущего финансирования.
Внесение
изменений в бюджет производится в ходе его исполнения в случае
увеличения или уменьшения доходов, а также в случаях необходимости увеличения
расходов.
Поправками в Закон РФ «Об основах
федеральной жилищной политики», внесенными в 2003 году установлено, пересмотр цен и тарифов на коммунальные
услуги должно сопровождаться соответствующими изменениями в бюджетах.
Особенности кассового исполнения бюджетов. Существуют две основные схемы организации финансирования расходов бюджетополучателей.
Согласно первой
схемы, финансовые органы в соответствии с бюджетной росписью и лимитами
бюджетных обязательств перечисляют средства главным распорядителям и
распорядителям кредитов средства, Распорядители средств перечисляют средства
получателям, которые осуществляют
расходы в соответствии со сметой, самостоятельно определяя первоочередность
финансирования.
Контроль расходования средств финансовые
органы проводят в виде последующих плановых или тематических проверок.
В условиях высокого уровня дефицита и
неравномерности поступления средств, а также в силу разного понимания
приоритетов у руководителей при такой схеме финансирования возможно
возникновение различного рода осложнений. Например, финансовые органы,
перечисляя средства исходили из того, что на первой неделе месяца учреждения отрасли
рассчитаются за электроэнергию, а руководители отрасли перечислили средства за
водоснабжение. Через неделю, руководители исполнительного органа получили
предупреждение о возможном отключении от электроэнергии, с последующими
проблемами. Кроме того, такая схема не исключает нецелевого использования
бюджетных средств.
Вторая схема, получавшая название
кассового исполнения бюджета предполагает, что распорядители и получатели
бюджетных средств на основе заявок готовят
счета на оплату конкретного вида расходов и финансовые органы осуществляют
перечисление средств на конкретные нужды – на оплату электроэнергии,
проведенные ремонтов или на заработную плату.
Контроль использования средств в этом случае осуществляется более эффективно. Возможность нецелевого
использования средств при этой схеме серьезно
затруднено, что повышает эффективность использования средств.
Кассовое исполнение федерального бюджета осуществляется через органы
федерального казначейства в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Кассовое исполнение бюджетов субъектов РФ
и местных бюджетов могут осуществлять как финансовые органы, так и по договору,
органы федерального казначейства.
Для субъектов РФ, имеющих высокий уровень
дотаций из федерального бюджета, кассовое исполнение бюджетов через органы федерального казначейства, является
обязательным. Перечень высокодотационных субъектов РФ определяется ежегодно законом о федеральном
бюджете. В 2003 году этот перечень включал 29
республик, областей, автономных
округов, в 2004 – 31 субъект РФ.