14.3. Обслуживание
государственного и муниципального долга
Для успешного осуществления обслуживания государственного или муниципального долга ключевую роль играет политика заимствований.
Предельный объем государственного (муниципального) долга и предельные объемы государственных заимствований регулируются Бюджетным кодексом.
Предельный объем государственного долга для каждого уровня бюджета устанавливается ежегодно при утверждении закона или нормативного акта о бюджете.
Предельный объем внешних заимствований для федерального уровня не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и платежам по государственному внешнему долгу. Иными словами занимать на внешнем финансовом рынке нельзя больше сумм, которые запланированы на выплаты по долгу. Порядок и размеры заимствований на внутреннем финансовом рынке устанавливаются ежегодно в федеральном законе о бюджете на очередной год.
Заимствования на внешнем и внутреннем рынке утверждаются в виде программы заимствований в законе о бюджете на очередной год.
В федеральном бюджете на 2004 г. программа внешних заимствований определена по несвязанным заимствованиям в сумме до 3040 млн. долл. США со сроком погашения 5-30 лет и по целевым заимствованиям до 612 млн. долларов США.
Программа внутренних заимствований предполагает за счет выпуска ценных бумаг привлечь 258,9 млрд. рублей и за счет этого направить на погашение основной задолженности (предыдущих лет) 118 млрд. руб.
Кроме того на предоставление государственных гарантий Российской Федерацией запланировано в бюджете на 2004 год 57,8 млрд. рублей.
Предельный объем государственного долга субъекта РФ и муниципального долга не должен превышать доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.
В нашем условном субъекте РФ на обслуживание государственного долга запланировано 35,8 млн. рублей при объеме собственных доходов в сумме 2008 млн. рублей.
Как уже неоднократно упоминалось, одним из основных источников финансирования государственного долга и дефицита бюджета являются государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг. На уровне субъектов РФ и муниципальном уровне такие займы представлены единичными случаями. На федеральном уровне этот инструмент используется достаточно широко.
Основными видами ценных бумаг, выпускаемых на федеральном уровне, являются государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ ).
ГКО – процентная ценная бумага, ставка доходности устанавливается в зависимости от срока обращения, срок обращения, как правило, не превышает года.
ОФЗ – именная купонная ценная бумага. Сроки платежей купонного дохода определяется в проспекте эмиссии.
Доходность государственных ценных
бумаг превышает уровень инфляции и поэтому представляется привлекательным
средством вкладывания средств.