14.3. Обслуживание государственного и муниципального долга

 

      Для успешного осуществления обслуживания государственного или муниципального долга ключевую роль играет политика заимствований.

      Предельный объем  государственного (муниципального) долга и предельные  объемы государственных заимствований регулируются Бюджетным кодексом.

      Предельный объем государственного долга для каждого уровня бюджета устанавливается ежегодно при утверждении закона или нормативного акта о бюджете.

      Предельный объем  внешних заимствований  для федерального уровня не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и платежам по государственному внешнему долгу. Иными словами занимать на внешнем финансовом рынке нельзя больше сумм, которые запланированы на выплаты по долгу. Порядок и размеры заимствований на внутреннем финансовом рынке устанавливаются ежегодно в  федеральном   законе  о бюджете на очередной год.

       Заимствования на внешнем и внутреннем рынке утверждаются в виде программы заимствований  в законе о бюджете на очередной год.

        В федеральном бюджете на 2004 г. программа внешних заимствований  определена по несвязанным заимствованиям в сумме  до 3040 млн. долл. США со сроком погашения 5-30 лет и по целевым заимствованиям до 612 млн. долларов США.

         Программа внутренних заимствований предполагает за счет выпуска ценных бумаг привлечь 258,9 млрд. рублей и за счет этого направить на погашение основной задолженности (предыдущих лет)  118 млрд. руб.

         Кроме того  на предоставление государственных гарантий Российской Федерацией запланировано  в бюджете на 2004 год 57,8  млрд. рублей.

      Предельный объем государственного долга субъекта РФ и муниципального долга не должен превышать доходов соответствующего бюджета без учета  финансовой помощи из бюджетов других уровней.

       В нашем условном субъекте РФ на обслуживание государственного долга запланировано 35,8 млн. рублей при объеме собственных доходов в сумме 2008 млн. рублей.

        Как уже неоднократно упоминалось, одним из основных источников финансирования государственного долга и дефицита бюджета являются государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг. На уровне субъектов РФ и муниципальном уровне такие займы представлены единичными случаями. На федеральном уровне этот инструмент используется достаточно широко.

        Основными  видами ценных бумаг, выпускаемых на федеральном уровне, являются государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и облигации федерального займа  (ОФЗ ).

        ГКО – процентная ценная бумага, ставка доходности устанавливается в зависимости от срока обращения, срок обращения, как правило, не превышает года.

    ОФЗ – именная купонная ценная бумага. Сроки платежей купонного дохода определяется в проспекте эмиссии.

     Доходность государственных  ценных бумаг превышает уровень инфляции и поэтому представляется привлекательным средством вкладывания средств.