12.1. Основные направления социальной политики

 

   В соответствии с Конституцией Российская Федерация является социальным государством, в котором охраняется труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждый имеет право на защиту от безработицы.

   Приведенные конституционные обязательства государства требуют соответствующих финансовых ресурсов на социальную политику. В данной главе будут рассматриваться расходы на социальную политику применительно к разделу функциональной классификации «Социальная политика». Такое ограничение связано с тем, что на практике существует широкое толкование понятие социальной политики, включающее также образование, здравоохранение, культуру, спорт.

   Для реализации вышеперечисленных конституционных функций приняты соответствующие федеральные законы, основными из которых являются законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов», «О занятости населения в РФ», «Об основах социального обслуживания в РФ», «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Правовые нормы, предусматривающие расходы в области социальной политики содержатся также в законах «О статусе военнослужащих», «О милиции», «О прокуратуре» и ряде других.

   Законодательство предусматривает, что меры социальной помощи и социальной защиты отдельных категорий населения состоят из выплаты денежных сумм, освобождение полностью или частичной от оплаты коммунальных и транспортных услуг и получение социальной помощи в натуральном виде, начиная от продуктовых наборов малоимущим категориям, до выделения легковых автомобилей инвалидам Великой отечественной войны.

   Для практического обеспечения предоставления выплат и помощи государством и местным самоуправлением создаются соответствующие государственные (муниципальные) учреждения.

   Реформа налогового законодательства, в частности введение единого социального налога (ЕСН), привела к тому, что расходы, связанные с пенсионным обеспечением и социальным страхованием, также стали финансироваться за счет средств бюджетов. До введения  ЕСН пенсии и платежи по социальному страхованию осуществлялись за счет средств государственных внебюджетных фондов: пенсионного, обязательного медицинского страхования и социального страхования.

   Информация по вопросам формирования фонда обязательного медицинского страхования рассматривалась выше, поэтому в данной главе остановимся кратко на пенсионном фонде и фонде социального страхования.

   Пенсионный фонд функционирует в соответствии с пенсионным законодательством, является государственным учреждением и обеспечивает персональный учет лиц пенсионного возраста, осуществляет начисление пенсий, пересматривает их размер в соответствии с законодательством.         Средства в пенсионный фонд зачисляются органами федерального казначейства из доли пенсионного фонда в ЕСН по ставкам, предусмотренным для соответствующих категорий плательщиков Налоговым кодексом.

   Бюджет пенсионного фонда ежегодно утверждается соответствующим Федеральным законом.

   Фонд социального страхования также формируется из средств единого социального налога, бюджет фонда также ежегодно утверждается федеральным законом. Средства фонда направляются на оплату пособий по временной нетрудоспособности («больничных листков»). Также средства фонда направляются на частичное финансирование расходов, связанных с санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан и детского отдыха в летних оздоровительных лагерях.

   В федеральном бюджете на 2004 год общий объем средств, передаваемых фондам по коду 2104 функциональной классификации составляет 499 570,2 млн. рублей.