Введение

По своему государственному устройству Россия является федеративным государством.
Это означает, что каждый субъект Российской Федерации должен обладать финансовыми ресурсами, достаточными для обеспечения своей деятельности и осуществления функций, возложенных на данный субъект в соответствии с федеративным устройством государства. При этом сама финансовая система государства должна быть основана на принципе федерализма, в соответствии с чем каждый субъект Российской Федерации имеет право на собственные финансовые ресурсы.
Главное место в системе этих ресурсов занимает бюджет субъекта Российской Федерации.
Являясь наиболее крупным и универсальным денежным фондом в системе денежных фондов, создаваемых на уровне субъекта Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации выступает основным источником финансирования деятельности этого субъекта. Соответственно этому бюджетная деятельность субъекта Российской Федерации, которая представляет собой деятельность по формированию, распределению и организации использования бюджета, представляет собой одно из основных направлений деятельности органов государственной власти данного субъекта.
Для обеспечения субъектов Российской Федерации необходимыми денежными средствами за этими субъектами закрепляются собственные или передаются из федерального бюджета определенные виды государственных доходов, за счет которых формируются бюджет субъекта Российской Федерации.
Бюджет субъекта Российской Федерации финансирует расходы, которые в силу своей социальной направленности имеют особое значение для населения субъекта Российской Федерации. Этим определяется важность бюджета как средства удовлетворения потребностей граждан и источника развития социальной инфраструктуры.
Бюджет существует только в правовой форме. Более того, как правовая категория бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой закон субъекта Российской Федерации о бюджете. В правовой же форме существуют и бюджетные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации. Правовым источником регулирования этих отношений выступает Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также законодательные акты самого субъекта Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с распределением бюджетной компетенции между федеральным центром и субъектами Российской Федерации к предмету ведения последних отнесено довольно большое количество серьезных вопросов, по которым они принимают собственные нормативные правовые акты.
В итоге в рамках бюджетного права формируется особый правовой институт «бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации», которому и посвящено настоящее учебное пособие. Данный правовой институт сложен по своему составу и содержанию.
Субъекты Российской Федерации обладают значительными бюджетными полномочиями, охватывающими как субъективные права, так и субъективные обязанности этих субъектов в области бюджета. В установлении этих прав и обязанностей принимают участие как федеральные, так и правовые акты бюджетного законодательства субъекта Российской Федерации.
Учитывая ту роль, которую играют субъекты Российской Федерации в деятельности государства, и то место, которое занимают бюджеты субъектов Российской Федерации в бюджетной системе государства, изучение и знание правового института «бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации» имеет большое значение для профессиональной подготовки как юристов, так и лиц, работающих в государственном аппарате субъектов Российской Федерации (в первую очередь, работников финансовых органов).
Настоящее учебное пособие призвано оказать помощь в изучении правовых основ бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации и в ознакомлении с их бюджетной компетенцией.