ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по проекту закона Республики Карелия

«О бюджете Республики Карелия на 2005 год»

 

Проект закона Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2005 год» внесен Главой Республики Карелия в Законодательное Собрание Республики Карелия 1 ноября 2004 года с соблюдением сроков, установленных Законом Республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия.

Основные параметры проекта бюджета Республики Карелия на 2005 год в сравнении с 2004 годом характеризуются следующим образом:

тыс. рублей

Наименование показателей

 

 

2004 год

(в ред. Закона РК от 30 августа
2004 года
№ 805-ЗРК)

2005 год
(проект)

Отклонения

тыс. руб.

%

ДОХОДЫ

7 070 617

6 749 071

-321 546

-4,5

РАСХОДЫ

7 806 155

7 263 548

-542 607

-7,0

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА

735 538

514 477

-221 061

-30,0

Дефицит бюджета в процентах к объему доходов бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета

14,2

10,0

-4,2

 

 

Доходы бюджета Республики Карелия

Доходная база бюджета Республики определена с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства, включающих:

По расчетам Правительства Республики Карелия указанные изменения в налоговом и бюджетном законодательстве в 2005 году приведут к увеличению доходной базы консолидированного бюджета Республики Карелия на 38,4 млн. рублей, в том числе бюджета Республики Карелия на 8,45 млн. рублей.

Доходы бюджета Республики Карелия на 2005 год определены в сумме 6749 млн. рублей, что на 321,5 млн. рублей или 4,5 процента ниже показателей, утвержденных Законом Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2004 год» (в редакции Закона Республики Карелия от 30 августа 2004 года № 805-ЗРК).

Основными доходными статьями бюджета Республики Карелия в 2005 году, как и в 2004 году, остаются налог на доходы физических лиц (33% от общей суммы прогнозируемых поступлений), налог на прибыль организаций (8%), акцизы (9%), налог на имущество организаций (7%).

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрены в объеме 1603 млн. рублей (24% в общей сумме прогнозируемых доходов бюджета Республики Карелия).

С учетом изменений бюджетного и налогового законодательства в 2005 году предполагаются значительные изменения в распределении межбюджетных трансфертов. Федеральные средства передаются региональным и местным бюджетам по нескольким подразделам: «Финансовая помощь бюджетам Других уровней», «Фонд компенсаций» и «Фонд регионального развития». Таким образом, проведено разграничение между средствами финансовой помощи регионам (поддержка сравнительно малообеспеченных регионов) и компенсаций федеральными властями расходов на выполнение делегированных полномочий, а также содействие инвестициям в регионе.

В соответствии с новым бюджетным законодательством средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации будут предоставляться в 2005 году только в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, без выделения из общего объема финансовой помощи средств на обеспечение завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Сравнительный цифровой анализ формирования доходной базы бюджета Республики Карелия в 2005 году в сравнении с уточненными назначениями 2004 года приведены в таблице и характеризуются следующим образом:

млн.рублей

№ п/п

Наименование показателей

 

 

2004 год
(в редакции Закона РК от 30 августа 2004 года № 805-ЗРК)

2005 год (проект)

Отклонения

Удельный вес в общей сумме доходов

млн.

рублей

%

2004 год

2005 год (проект)

I.

ДОХОДЫ

3985

4843

+858

21,5

56,3

71,8

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

1.

Налоги на прибыль, доходы

2630

2768

+138

5,2

37,2

41,0

2.

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

271

592

+362

в 2,2 р.

3,8

8,8

3.

Налоги на совокупный доход

139

94

-45

-32,3

2,0

1,4

4.

Налог на имущество

361

775

+414

 

5,0

11,5

5.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

192

161

-32

-16,1

2,7

2,4

6.

Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

 

8

+8

 

 

0,1

7.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

88

193

+105

+119,3

1,2

2,9

8.

Платежи при пользовании природными ресурсами

248

188

-60

-24,2

3,5

2,8

9.

Административные платежи и сборы

49

57

+8

16,3

0,7

0,9

10.

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2

2

 

 

0,0

0,0

11.

Прочие неналоговые доходы

4

4

 

 

0,1

0,1

II.

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

2044

1603

-441

-21,6

28,9

23,8

III.

 

 

ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОИ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ЕЯТЕЛЬНОСТИ

210

 

 

303

 

 

+93

 

 

+44,3

 

 

3,0

 

 

4,5

 

 

IV.

ДОХОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО ФОНДА

832

-)'

-832

 

11,8

 

 

ВСЕГО ДОХОДОВ

7071

6749

-322

-4,5

100

100

 

Статьей 3 проекта закона определено, что в 2005 году доходы бюджета Республики Карелия за счет федеральных и региональных налогов, сборов и неналоговых доходов формируются в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом Российской федерации.

Нормативы отчислений федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты Республики_Карелия на 2005 год прописаны в приложении № 4 к проекту закона. В сравнении с 2004 годом изменение нормативов, указанных в данном приложении, характеризуется следующим образом:

в процентах

Наименование налога (сбора)

2005 год
(проект закона)

2004 год
(Закон РК «О бюджете РК на 2004 год»)

Определено ФЗ «О внесении изменении в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношении

Налог на доходы физических лиц

30

35

30

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

90

45

90

Единый сельскохозяйственный налог

60

60

60

Государственная пошлина:

 

 

 

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации)

100

100

100

Государственная пошлина за совершение нотариальных действий (за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации)

100

100

100

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

40

0

40

Платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций

 

 

 

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах

В соответствии со статьей 13 ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год»)

 

В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ

25

25

В соответствии с п. 3 ст. 2 ФЗ от 20.08.2004 года № 120- ФЗ

Налог на имущество организаций

30

50

.".

Налог на игорный бизнес

50

50

.".

Налог на добычу полезных ископаемых

30

30

.«.

Платежи за пользование лесным фондом

50

50

-"-

 

Расходы бюджета Республики Карелия

Расходы бюджета Республики Карелия определены в объеме 7263,5 млн. рублей, что на 542,6 млн. рублей или 7 процентов ниже уточненных плановых назначений 2004 года.

Структура расходов бюджета Республики Карелия в 2005 году претерпела существенные изменения.

С учетом принятия Правительством Российской Федерации новой бюджетной классификации, сокращено количество разделов и подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и обеспечена их привязка к основным функциям и сферам деятельности государства. В результате, структура расходов бюджета Республики Карелия на 2005 год включает 10 функциональных разделов.

Отличительной особенностью новой структуры классификации расходов бюджета является распределение расходов на управление, прикладные научные исследования, целевые программы и капитальные вложения по основным направлениям и сферам деятельности органов государственной власти.

Структура расходов бюджета Республики Карелия в 2005 году характеризуется следующим образом:

тыс, рублей

Наименование

раздел

подраздел

Итого расходов

Удельный вес в обшей сумме расходов

Общегосударственные вопросы

01

 

61169

0,8

Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления

01

02

1576

0,0

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления

01

03

45600

0,6

Судебная система

01

05

30132

0,4

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и та­моженных органов и органов надзора

01

06

117898

1,6

Обеспечение проведения выборов и референдумов

01

07

14100

0,2

Государственный материальный резерв

01

10

940

0,0

Обслуживание государственного и муниципального дол­га

01

12

180000

2,5

Резервные фонды

01

13

7000

0,1

Другие общегосударственные вопросы

01

15

-336077

-4,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

03

 

620199

8,5

Органы внутренних дел

03

02

354304

4,9

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычай­ных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская обо­рона

03

09

34294

0,5

Обеспечение противопожарной безопасности

03

10

231601

3,2

Национальная экономика

04

 

1149368

15,8

Общеэкономические вопросы

04

01

7010

0,1

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

04

04

6580

0,1

Сельское хозяйство и рыболовство

04

05

182572

2.5

Транспорт

04

08

610422

8,4

Связь и информатика

04

09

707

0,0

Прикладные научные исследования в области нацио­нальной экономики

04

10

1668

0,0

Другие вопросы в области национальной экономики

04

10

340409

4,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

05

 

36054

0,5

Жилищное хозяйство

05

01

8500

0,1

Другие вопросы в области жилищно-коммунального хо­зяйства

05

04

27554

0,4

Охрана окружающей среды

06

 

7158

0,1

Сбор и удаление отходов и очистка сточных вод

06

01

705

0,0

Охрана растительных и животных видов и среды их оби­тания

06

02

5231

0,1

Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды

06

03

940

0,0

Другие вопросы в области охраны окружающей среды

06

04

282

0,0

Образование

07

 

543092

7,5

Общее образование

07

02

136144

1,9

Начальное профессиональное образование

07

03

233942

3,2

Среднее профессиональное образование

07

04

102903

1,4

Переподготовка и повышение квалификации

07

05

30206

0,4

Молодежная политика и оздоровление детей

07

07

6731

0,1

Другие вопросы в области образования

07

09

33166

0,5

Культура, кинематография и средства массовой информации

08

 

210806

2,9

Культура

08

01

135608

1,9

Кинематография

08

02

2744

0,0

Телевидение и радиовещание

08

03

6010

0,1

Периодическая печать и издательства

08

04

15386

0,2

Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средства массовой информации

08

06

51058

0,7

Здравоохранение и спорт

09

 

1026944

14,1

Здравоохранение

09

01

951668

13,1

Спорт и физическая культура

09

02

17194

0,2

Другие вопросы в области здравоохранения и спорта

09

04

58082

0,8

Социальная политика

10

 

1160428

16,0

Пенсионное обеспечение

10

01

40840

0,6

Социальное обслуживание населения

10

02

914338

12,6

Социальное обеспечение населения

10

03

152720

2,1

Другие вопросы в области социальной политики

10

06

52530

0,7

Межбюджетные трансферты

11

 

2448330

33,7

Финансовая помощь бюджетам других уровней

11

01

670855

9,2

Фонды компенсаций

11

02

1594831

22,0

Фонд регионального развития

11

03

182644

2,5

ИТОГО РАСХОДОВ:

   

7263548

100

 

К числу приоритетных расходов бюджета Республики Карелия Правительство республики отнесло финансовое обеспечение социальных реформ, а также индексацию в 1,2 раза фонда оплаты труда работников республиканских бюджетных учреждений, получающих заработную плату по единой тарифной сетке.

Повышение заработной платы планируется осуществить за счет снижения ставки единого социального налога с 35,6 процентов до 26 процентов от фонда оплаты труда, а также оптимизации существующих расходов.

Проектом закона в 2005 году в сравнении с уточненными плановыми назначениями 2004 года предусмотрено сокращение расходов на функционирование законодательных и исполнительных органов государственной власти в сумме 50 млн.рублей.

Расходы по разделу «Социальная политика» сформированы с учетом обязательств, принимаемых республикой с учетом разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы. На реализацию находящегося в настоящее время на рассмотрении в Законодательном Собрании Республики Карелия проекта закона «О социальной поддержке граждан» планируется направить 753,7 млн. рублей, в том числе на обеспечение ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда - 741 млн. рублей, реабилитированным гражданам - 6,7 млн. рублей, труженикам тыла - 3,9 млн. рублей, бывшим минерам и бойцам истребительных батальонов - 0,9 млн. рублей, специалистам республиканских учреждений здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания, работающим и проживающим на селе - 1,2 млн. рублей. В рамках мероприятий по программе «Адресная социальная помощь на 2005 год» на оказание помощи гражданам, чей совокупный доход ниже прожиточного минимума, предусмотрены расходы в сумме 150 млн.рублей.

Раздел 11 проекта бюджета Республики Карелия «Межбюджетные трансферты», сформированный вместо раздела «Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы» состоит из подразделов: финансовая помощь, Фонд компенсаций и Фонд муниципального развития. По сравнению с предыдущими годами структура и содержание подразделов и входящих в них фондов значительно изменились в связи с новым разграничением полномочий между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления.

Общий объем расходов по этому разделу в проекте бюджета Республики Карелия на 2005 год предусматривается в объеме 2448,3 млн. рублей, что на 509 млн. рублей меньше предусмотренного на 2004 год.

Расходование указанных средств планируется осуществлять по следующим направлениям:

Направления расходования средств

Сумма

Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований

670855

Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

592000

Субвенции за счет Фонда софинансирования социальных расходов

73855

Субсидии за счет Фонда стимулирования роста доходов бюджетов муници­пальных образований

5000

Фонд компенсации

1594831

Федеральный фонд компенсаций

 

Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан

110038

Региональный фонд компенсаций

 

Субвенции на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граж­дан на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципаль­ных общеобразовательных учреждениях для реализации государственного стандарта общего образования

1216955

Субвенции на содержание ребенка опекуну (попечителю)

50838

Субвенции на возмещение расходов по предоставлению отдельным категори­ям граждан субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг

217000

Фонд муниципального развития

182644

Субсидии на строительство и реконструкцию объектов социального и жилищ­но-коммунального назначения, являющихся собственностью муниципальных образований (в рамках реализации Адресной инвестиционной программы Рес­публики Карелия на 2005 год)

182644

ВСЕГО

2448330

 

В соответствии с Законом Республики Карелия «О республиканских целевых программах» к проекту закона представлен Перечень республиканских целевых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета Республики Карелия на 2005 год (приложение № 8). К финансированию предлагается принять 25 программ с объемом средств в сумме 500,9 млн. рублей (для сравнения: в 2004 году финансировалось 29 программ на сумму 424,1 млн. рублей). В связи с отсутствием источников финансирования и изменением расходных полномочий в 2005 году предлагается прекратить финансирование трех программ: «Развитие туризма в Республике Карелия на 2003-2006 г.г.», «Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса Республики Карелия на 2000-2002-2010 г.г.», «Программа развития Карельского государственного педагогического университета на 2002-2006 гг.».

Статьей 16 проекта закона предлагается утвердить расходы на реализацию адресной инвестиционной программы Республики Карелия в сумме 388,3 млн. рублей. В соответствии с новой бюджетной классификацией в 2005 году изменяется порядок учета расходов на строительство объектов Адресной инвестиционной программы, с учетом чего данные расходы предусмотрены по соответствующим разделам бюджетной классификации (04 «Национальная экономика», 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство», 08 «Культура, кинематография и средства массовой информации», 09 «Здравоохранение и спорт», 10 «Социальная политика», 11 «Межбюджетные трансферты»). Расшифровка программы в разрезе объектов представлена в виде отдельных материалов к законопроекту.

В проекте бюджета объем внутреннего государственного долга Республики Карелия учтен в объеме 1827,9 млн. рублей, внешнего — 122,6 млн. рублей. Структура внутреннего и внешнего государственного долга Республики Карелия представлена в приложениях № 13 и 14 законопроекта.

Верхний предел государственного долга Республики Карелия по долговым обязательствам Республики Карелия по состоянию на 1 января 2006 года установлен в сумме 3000 млн. рублей, предельный объем расходов на обслуживание государственного долга Республики Карелия в сумме 180 млн.рублей. Ограничения, установленные бюджетным кодексом Российской федерации по предельному объему государственного долга и предельному объему расходов на обслуживание государственного долга, соблюдены.

Представленный проект закона может быть принят в первом чтении с утверждением согласно пункта 3 статьи 41 Закона Республики Карелия «О бюджетном процессе в Республике Карелия» основных характеристик бюджета Республики Карелия:

 

В.Н.Григорьев,
Начальник отдела по экономической политике, бюджету и налогам