[an error occurred while processing this directive]
Задачи совершенствования подходов к прогнозированию доходов бюджетов субъектов РФ
С. С. МихайловНачальник Управления доходов Министерства финансов Республики Карелия За 1999 год в бюджеты всех уровней Республики Карелия обеспечено поступление 3706 млн.руб. платежей. От общего объема поступлений 77%, или 2836,7 млн. рублей, составили доходы консолидированного бюджета. Доля налоговых и других обязательных платежей в бюджет в валовом-региональном продукте (ВРП) по итогам 1999 года составила 22% против 16% в 1998 году. Сумма налоговых поступлений в расчете на душу населения в среднем по республике составила 4806 рублей, что в 2 раза выше аналогичного пока-зателя 1998 года (2304 руб.). Значительный рост произошел по основным налоговым источникам: на-лог на прибыль - в 6,2 раза, платежи за пользование природными ресурсами в 2,4 раза, подоходный налог - в 1,7 раза, акцизы - в 1,4 раза. Существенно увеличилась доля денежного наполнения доходной части бюджетов всех уровней. "Живые" деньги в общем объеме поступлений со-ставили 75% против 61% в 1998 году. По абсолютной величине объем де-нежной массы увеличился в 2,5 раза и составил 2791 млн. рублей. Бюджетные назначения, установленные на 1999 год, по бюджету Рос-сийской Федерации выполнены на 111%, по бюджету Республики Карелия - на 107%. Произошло существенное замедление темпов роста задолженности в бюджет по налоговым платежам и снижение почти на 30% абсолютной ве-личины долга. Это стало возможным в результате скоординированной работы Прави-тельства Республики Карелия и налоговых органов по принудительному по-гашению и реструктуризации долгов. По итогам 1999 года общая сумма поступлений в погашение задолжен-ности составила 1448.2 млн. рублей, что в 2 раза больше, чем за 1998 год. В принудительном порядке во все уровни бюджетов взыскано 386 млн. рублей, что на 60% больше, чем в прошлом году. Значительно повысилась эффектив-ность совместной работы налоговых и правоохранительных органов по об-ращению взыскания на имущество предприятий-недоимщиков, в результате сумма поступлений от реализации арестованного имущества увеличилась на 64%. Кроме сумм, взысканных в принудительном порядке, "добровольно", после получения предприятиями-недоимщиками требований и решений с предупреждением об обращении взыскания на имущество, погашено 1062,1 млн. рублей, что в 3,4 раза больше, чем за 1998 год. Налоговое планирование, исходя из задачи полноты исполнения доход-ной части бюджета, должно учитывать основные направления налоговой и инвестиционной политики государства, результаты анализа данных о ходе исполнения текущих налоговых обязательств, выпадающие в связи с приме-нением всех разрешенных законодательством льгот по налогам и сборам, до-ходы бюджета и иные факторы. В таком понимании исходной составляющей налогового планирования должно быть определение налоговой базы, которая согласно статье 52 части первой Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой стои-мостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения и определяется для каждого вида налога. Расчет налоговой базы должен про-водиться в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры по каждому виду налогов. При этом налоговое планирование должно основываться на ре-зультатах анализа текущих налоговых обязательств, а также мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации в регионах. Таким образом, в формировании налоговой базы определяющее значе-ние имеет региональный аспект, отраженный в практических расчетах через оценку налогового потенциала регионов. Рассматривая налоговый потенциал региона как максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, необходимо учитывать большую территориальную дифференциацию субъек-тов Российской Федерации по социально-экономическим условиям и по их доле в поступлениях налогов и сборов в федеральный бюджет. Так, более 60% поступлений в федеральный бюджет приходится на 8-10 регионов и около 40% - на остальные субъекты Российской Федерации. Очевидно, значимость отдельных субъектов Российской Федерации в формировании доходной части федерального бюджета обусловливается су-щественными различиями в уровне экономического развития, отраслевой структуры хозяйства, интенсивности региональных и межрегиональных по-токов товаров, финансовых ресурсов и услуг. Соответственно выявились значительные расхождения по показателю, характеризующему отношение поступления налоговых платежей к валовому региональному продукту регионов. Например, в Республике Карелия в 1998 году отношение поступления "живых" денег к ВРП составило 1,00%, в то время как в Москве этот показа-тель достиг 12,75%. В 1 квартале 1999 года отношение поступления "живых" денег к ВРП составило в Республике Карелия - 1,66%, в Псковской области - 2,89%, в Санкт-Петербурге - 9,52%, в Москве - 19,92%. Такая ситуация объясняется не столько эффективностью работы налого-вых органов, сколько сложившейся налоговой базой и соответствующим движением финансовых потоков, что предопределяет необходимость инди-видуального подхода при расчете налоговой базы для каждого региона. Исходной предпосылкой для объективного определения налоговой базы субъектов Российской Федерации и расчета на этой основе налогового по-тенциала должно быть формирование системы показателей, определяющих тенденции развития макроэкономической ситуации в регионе, а также воз-действие отраслевых и региональных факторов и сложившейся структуры финансовых потоков, влияющих на состояние налоговой базы и перспективу ее развития. При этом в расчет налоговой базы в первую очередь должны включаться показатели, оказывающие ключевое влияние на ее формирова-ние. Это такие, как: - место и роль региона в общехозяйственной системе России; - специализация региона по отраслям хозяйства, особенности размеще-ния и функционирования отраслей хозяйства; - численность населения региона, доля городского населения, - валовой региональный продукт; - объем выпуска промышленной продукции в физическом и стоимост-ном выражении в разрезе основных отраслей промышленности; - финансово-экономическое состояние предприятий основных отраслей региона; - уровень и динамика заработной платы; - крупнейшие налогоплательщики региона; - объемы экспортных поставок в разрезе отраслей экономики региона. При расчете налоговой базы регионов должны учитываться оценки до-ходности территориальной собственности регионов и бюджетной эффектив-ности, качества производственной и социальной инфраструктуры и потреб-ностей в технологическом обновлении отраслей региона, ресурсной базы, транспортной обеспеченности. Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих значи-тельное влияние на налогооблагаемую базу: уровень неплатежей, задолжен-ность по заработной плате, практикуемые формы расчетов между хозяйст-вующими субъектами (денежные, бартерные, вексельные). Обязателен ана-лиз влияния крупных налогоплательщиков на изменение налоговой базы в регионах, их финансового состояния, форм расчетов, правового статуса и холдинговой структуры. Приведенные показатели должны составить основу информационной ба-зы расчета совокупного дохода региона, его экономического, финансового и налогового потенциалов. Эта информационная база позволит оценить воз-можности экономического роста и соответствующего роста налоговых по-ступлений в регионе. Данное обстоятельство имеет важное значение при формировании бюджетов всех уровней, поскольку в них должны более дос-товерно отражаться потребности регионов в федеральных ресурсах в виде субвенций, субсидий, дотаций и трансфертного финансирования. Использование предлагаемой системы показателей создает предпосылки для определения функциональных зависимостей между выбранными макро-экономическими показателями и состоянием налоговой базы и, как следст-вие, для объективной оценки налогового потенциала в отраслях экономики и регионах страны. Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999 - 2002 - 2010 годы, принятая Законодательным Собранием Рес-публики Карелия 10 февраля 1999 года, определяет главную цель проводи-мой бюджетно-налоговой политики - создание в пределах компетенции Рес-публики Карелия налоговой системы, являющейся эффективным инструмен-том государственного регулирования экономики. Основными задачами, решение которых позволит достичь баланса инте-ресов бюджета, хозяйствующих субъектов и населения, являются: - обеспечение через налоговую систему, предусмотренную Конституци-ей, самостоятельного функционирования органов власти республики и органов местного самоуправления; - формирование и использование средств консолидированного бюджета Республики Карелия и совершенствование взаимоотношений в этой сфере с Российской Федерацией; - разработка и введение нормативов бюджетной обеспеченности; - приведение налогообложения к уровню, стимулирующему предприни-мательскую деятельность; - создание в Республике Карелия налогового режима, благоприятного для внутренних и внешних инвесторов; В бюджетно-налоговой политике Правительством Республики Карелия выделены следующие направления: - дальнейшее совершенствование налоговой системы на региональном уровне, в том числе повышение эффективности налогообложения по налогам на прибыль и имущество; - функциональное закрепление использования льгот, пониженных ставок в различных отраслях народного хозяйства республики; - усиление аналитической работы с целью поиска дополнительных воз-можностей пополнения доходной части консолидированного бюджета республики, изучения тенденций развития налоговой базы Республики Карелия на долгосрочную перспективу; - пополнение доходной части бюджета за счет развития рынка ценных бумаг; - дальнейшее улучшение работы с дебиторами и кредиторами. На увеличение потенциала доходов ориентированы разрабатываемые Правительством Республики Карелия совместно с органами местного само-управления республиканские целевые программы, программы развития горо-дов и районов республики. Всемерную поддержку получат предприятия, имеющие бизнес-планы, прошедшие экспертизу и обеспечивающие социаль-ный, бюджетный и экономический эффект. Финансовая поддержка таких проектов будет осуществляться из Бюджета развития как составной части республиканского бюджета. Основу прогнозов налогового потенциала бюджетов всех уровней Рес-публики Карелия составляют показатели, предусмотренные сценарными ус-ловиями развития экономики Республики Карелия. Поступления налоговых и других платежей корректируются на изменение налогового законодательства, проведение мероприятий по реструктуризации по платежам в бюджеты. Налоговая политика в Республике Карелия будет по-прежнему направ-лена на эффективность налогообложения товаропроизводителей, налоговое стимулирование приоритетных видов хозяйственной деятельности, реализа-цию всех предусмотренных законодательством мер по отношению к наруши-телям налоговой дисциплины. Вместе с тем предусматривается упорядочение системы налоговых сти-мулов, в том числе путем предоставления налоговых льгот при условии пол-ного обеспечения текущих платежей в бюджет, наиболее эффективного ис-пользования возможностей инвестиционного налогового кредита. С целью создания привлекательного инвестиционного имиджа респуб-лики Правительство Республики Карелия и органы местного самоуправления проводят работу по пропаганде имеющихся налоговых льгот для привлече-ния в республику как отечественных, так и зарубежных инвесторов. В целях укрепления налоговой дисциплины, сокращения роста недоим-ки Правительством Республики Карелия будет усилена практика применения мер экономического воздействия: - ограничение доступа неплательщиков налогов к природным ресурсам, квотам, лицензиям; - активизация работы по вытеснению бартерных расчетов между хо-зяйствующими субъектами; - борьба с экономическими преступлениями в лесном комплексе, неза-конным оборотом алкоголя, уклонением от налогов, теневой эконо-мической деятельностью. Предполагается продолжить работу по реформированию налоговой сис-темы путем разработки и внесения поправок в Закон Республики Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Респуб-лики Карелия". |
|