[an error occurred while processing this directive]
Проблемы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия
Г. Н. ВоробьеваНачальник отдела финансирования производственной сферы Министерства финансов Республики Карелия Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Карелия характеризует-ся следующими показателями: жилищный фонд составляет 14,7 млн. кв. м, из него, находящийся в ведении органов местного самоуправления - 10,3 млн. кв. м, или 70%. Удельный вес ведомственного жилья составляет 6%. В республике дей-ствует 90 муниципальных предприятий ЖКХ, в которых занято 7% всего ра-ботающего населения. Финансирование расходов отрасли осуществляется из бюджетов горо-дов и районов республики. Из республиканского бюджета финансируются расходы, связанные с газоснабжением населения, а также оказывается фи-нансовая помощь в финансировании мероприятий по подготовке к зиме. Расходы консолидированного бюджета на финансирование отрасли в 1999 г. составили свыше 600 млн. рублей. Удельный вес расходов, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, в расходах местных бюджетов в среднем по рес-публике составляет 30%, а в отдельных городах и районах он превышает 40%. В настоящее время расходы местных бюджетов по отрасли ЖКХ рас-считываются по республиканским минимальным социальным стандартам и финансовым нормативам, утвержденным Законом Республики Карелия, ко-торые в целом по республике соответствуют федеральным стандартам. Одна-ко по городам и районам они дифференцируются по 5 группам в зависимости от степени благоустройства. Реформирование ЖКХ республики предполагает два направления: - развитие отрасли; - доведение уровня платежей населения до 100% затрат на жилищно-коммунальные услуги. Преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Ка-релия осуществляются в соответствии с принятой в 1997 году Программой реформирования ЖКХ, которая определила приоритетные направления ре-формы: - сокращение затрат на услуги ЖКХ; - переход на договорные отношения между собственником жилфонда и обслуживающими его предприятиями, между потребителями услуг и поставщиками этих услуг; - совершенствование структуры управления отраслью; - совершенствование системы оплаты ЖКУ с одновременным прове-дением мер социальной защиты малоимущих слоев населения. В развитие программы в республике принят ряд нормативных актов, ут-верждены социальная норма жилья на человека, Положение о порядке пре-доставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату ЖКУ, Положение о порядке оплаты жилья, коммунальных услуг и дифференцированной платы с учетом потребительских свойств жилья, республиканские стандарты пере-хода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Проведение реформы в ЖКХ выявило ряд серьезных проблем. Начало реформы совпало с массовой приемкой жилого фонда от ве-домств и предприятий, это увеличило объем муниципального жилфонда бо-лее чем в 2 раза. В большинстве случаев он передавался органам местного самоуправления без финансового обеспечения. Из-за неурегулированности взаимоотношений с федеральным бюдже-том по поводу передачи ведомственного жилфонда на баланс муниципаль-ных образований и отсутствия необходимых средств в местных бюджетах на содержание передаваемого жилфонда происходил рост задолженности бюд-жета перед ЖКХ. Передавался жилой фонд в основном в сельской местности, что обусло-вило создание многих новых мелких предприятий и структур ЖКХ. Это при-вело к росту затрат по содержанию и обслуживанию жилфонда. Кроме того, принимаемый жилфонд, как правило, требовал больших за-трат по его ремонту. Это привело также к образованию задолженности мест-ных бюджетов предприятиям отрасли. К сожалению, проведение реформы ассоциируется у населения и у предприятий ЖКХ только с повышением тарифов и увеличением расходов населения на оплату ЖКУ. Вопросы же снижения затрат предприятий отхо-дят на второй план. Важной проблемой является необходимость совершенствования тариф-ной политики. Тарифы на ЖКУ, оказываемые муниципальными предприятиями ут-верждаются главами местного самоуправления самостоятельно, часто без достаточного анализа и обоснования расходов. По районам и городам они очень разнятся. В настоящее время с целью упорядочения этой работы всем органам ме-стного самоуправления рекомендовано принимать решения об уровне тари-фов после проведения их экспертизы специалистами РЭК, что позволит, по нашему мнению, навести порядок в этом вопросе и привести к их снижению. На решении этой проблемы сказывается и отсутствие достаточной норматив-ной базы по нормированию расходов предприятий отрасли. Низкая платежеспособность населения, предприятий и организаций за потребляемые услуги ведет к дебиторской задолженности предприятий ЖКХ, которая составляет свыше 1 млрд. рублей. Задолженность населения составляет свыше 80 млн. рублей. Задолженность по заработной плате работ-никам ЖКХ в среднем составляет свыше 2 месяцев. Несовершенна действующая система льгот, особенно финансовое их обеспечение. Треть населения, проживающего в муниципальном жилом фон-де, пользуется льготами по оплате ЖКУ, выпадающие доходы составляют 85 млн. рублей. Финансовое обеспечение установленных льгот практически отсутствует. Нарушена вертикальная структура управления отраслью. В республике отсутствует орган по управлению отраслью, обязанности возложены на РЭК, что вызывает ряд сложностей и затрудняет координацию работы по рефор-мированию ЖКХ. Основные показатели реформы ЖКХ в республике следующие. Величина затрат на 1 кв. м общей площади в среднем по республике со-ставляет 11,3 рубля, при федеральном стандарте 14,8 рубля. Фактически сложившийся уровень платежей населения к стоимости ЖКУ - 34,7% при утвержденном стандарте - 60%. Доля расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи составляет 10%, при утвержденном стандарте - 19%. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг получают 13% семей. На договорной основе обслуживается около 50% жилого фонда, заклю-чено 74 договора-подряда, на конкурсной основе обслуживается 4 % муни-ципального жилья. Зарегистрировано 31 ТСЖ, в трех городах действуют службы единого заказчика. |
|