[an error occurred while processing this directive]
О задачах бюджетной политики в Республике Карелия на 2001 год. Совершенствование бюджетного законодательства Республики Карелия
И. И. АхокасЗаместитель министра финансов Республики Карелия Бюджетная система республики состоит из республиканского бюджета, кото-рый находится в ведении Правительства Республики Карелия, и девятнадцати ме-стных бюджетов (7 городов, 11 районов и 1 волости). Все эти бюджеты самостоятельны в вопросах формирования, принятия и ис-полнения. Что касается контроля, то все бюджеты могут быть подвергнуты провер-кам, ревизиям. Контрольные функции возложены на Контрольно-бюджетный ко-митет (парламентский контроль) и Министерство финансов (в его составе создано Контрольное управление). Консолидированный бюджет республики составляется, но не утверждается, представляется в Законодательное Собрание при формировании и принятии рес-публиканского бюджета для информирования депутатов о состоянии финансов республики в целом. В республике имеется очень сильное законодательство в области местного самоуправления. Это, в первую очередь, Конституция Республики Карелия, это - Закон "О местном самоуправлении в Республике Карелия". Они четко разграничи-ли компетенцию органов власти республики и органов местного самоуправления в области бюджетных отношений. Доходы между бюджетами разграничены по всем источникам (федеральным, республиканским налогам и доходам) поровну за исключением тех налогов, рас-пределение по которым установлено федеральным законодательством. Но так было не всегда. До 1998 года по каждому местному бюджету устанавливались индиви-дуальные, дифференцированные нормативы отчислений от налогов, предусматри-вающие максимальную передачу федеральных и республиканских доходных ис-точников дотационным местным бюджетам. В условиях нестабильности экономи-ки, и соответственно поступления налогов, эти территории накапливали недоимку в бюджет, не исполняя свои бюджеты в прогнозируемом объеме. По этой причине существенно была затруднена оценка поступления доходных источников в прогно-зе даже на год. Сегодня в республике регулируются межбюджетные отношения с нижестоя-щими бюджетами только объемом дотаций, передаваемых из республиканского бюджета. В республике принят Закон "О минимальных государственных социальных стандартах и финансовых нормативах". Расходы по основным отраслям, финанси-руемым из бюджетов республики, этим законом формализованы и рассчитаны на единицу услуг, жителя, обслуживаемого контингента. И с этого года мы начинаем расчет расходов и республиканского, и местных бюджетов в соответствии с уже принятым законом. При этом дорабатываем его еще по пяти отраслям. Расходы между уровнями бюджетов распределены в республике в соответст-вии с законодательством о местном самоуправлении (с 2000 года - с Бюджетным кодексом Российской Федерации). Республиканский бюджет - это расходы на общереспубликанские мероприя-тия и программы, содержание учреждений образования, культуры, здравоохране-ния и социального обеспечения, обслуживающих все население республики, неза-висимо от места постоянного жительства, пособия на детей, на правоохранитель-ные органы, противопожарную безопасность, субсидирование газоснабжения насе-ления, строительства сельского хозяйства, средств массовой информации, финан-совую помощь нижестоящим бюджетам и погашение и обслуживание государст-венного долга Республики Карелия. Правительство Республики Карелия с 1998 го-да приняло на себя обязательства по погашению долгов местных бюджетов. Местные бюджеты - это расходы на содержание муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, субсидирование жилищно-коммунального хозяйства, транспортного хозяйства. Муниципальная милиция в республике имеет двойное подчинение и финансируется второй год из республиканского бюджета через местные бюджеты путем средств по взаимным расчетам. Есть в наших бюджетном устройстве и процессе нерешенные проблемы, свя-занные с формированием и принятием республиканского бюджета. Действующий Закон "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Карелия", принят еще в 1997 году. Этим законом предусмотрено при формировании доходной части республи-канского бюджета обязательное согласование показателей прогноза социально-экономического развития республики по каждой территории (муниципальному об-разованию). На практике это приводит к тому, что, как правило, главы местного само-управления стремятся занизить эти показатели по своей территории, являющиеся базой для расчета проекта бюджета по доходам. В результате происходит заниже-ние показателей прогноза социально-экономического развития в целом по респуб-лике и доходной части республиканского бюджета. Нам постоянно приходится учитывать в своей работе лоббирование главами местного самоуправления в Палате Представителей Законодательного Собрания интересов, не имеющих общереспубликанского значения, и в условиях ограничен-ности ресурсов не совпадающих с приоритетами, определенными органами госу-дарственной власти. Наше законодательство предусматривает возможность избра-ния глав местного самоуправления в Палату Представителей, т.е. в Палату, которая принимает бюджет. Есть противоречия между палатами Законодательного Собрания (по Консти-туции РК их две - Палата Республики и Палата Представителей), которые также порой затрудняют принятие бюджета. Все эти факторы существенно сдерживают и затрудняют процесс рассмотре-ния и принятия бюджета. В текущем году в республике должны произойти важные события: - разработка и принятие новой Конституции, где предусматривается созда-ние однопалатного Законодательного Собрания; - внесение и принятие нового законопроекта "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе". И еще нам бы хотелось в текущем году решить важную задачу: обеспечить четкую увязку объемов бюджетных расходов с целями и задачами действий, как каждого органа исполнительной власти республики, так и каждого получателя бюджетных средств, добиться большей эффективности расходования средств. Эти вопросы мы также предлагаем решить по-новому в новом законе. |
|