[an error occurred while processing this directive] Открытый Бюджет
switch to english
главнаяИнформационно-справочная системаАналитикаОфициальные документыАнонсы

Социально-экономическая политика в Республике Карелия в 1999 - 2000 годах
И. М. Шурупов
Министр экономики РК


Территория Республики Карелия составляет 180,5 тыс. кв. км (1% терри-тории РФ), 54,5% территории покрыто лесами, 23,2% - водоемами, обрабаты-ваемые земли составляют 1,1%. Население республики - 766,4 тыс. человек. При доле численности населения Республики Карелия 0,52% от населе-ния России на долю республики в 1999 г. приходилось 0,61% объемов про-мышленного производства России, 24% объемов российского производства железорудных окатышей, 31% - газетной бумаги, 60% - бумажных мешков, 10,8% - тракторов, 6% - круглых лесоматериалов, 3,5% - пиломатериалов. При максимальной протяженности территории республики с севера на юг 660 км протяженность внешней границы составляет 720 км. Поэтому по-ложение республики, как приграничного региона России, является серьезным фактором, оказывающим существенное влияние на социально-экономические процессы. Республика Карелия находится в едином экономическом и правовом пространстве Российской Федерации, что обуславливает значительное влия-ние политики, проводимой Центром, на ход экономических процессов в рес-публике. За период экономических реформ в республике с 1991 года индекс физического объема промышленного производства уменьшился вдвое, инве-стиции в основной капитал сократились почти в 10 раз, реальные распола-гаемые доходы населения - в 3 раза. Данные обстоятельства предопределяют приоритеты социально-экономической политики Правительства с уделением основного внимания развитию инвестиционных процессов в реальный сектор экономики, повышению производительности труда и увеличению на этой ос-нове реальной заработной платы и реальных доходов населения. Вместе с тем практическая реализации региональной политики затруд-няется тем, что политика Центра во многом продолжает оставаться непред-сказуемой. Это относится к установлению параметров, влияющих на разра-ботку прогнозов и формирование бюджета, а также к таким важнейшим ин-струментам регулирования экономики как валютная и таможенная политика, эмиссия и условия кредитования, политика в отношении естественных моно-полий, изменение системы налогообложения. Так, за счет введения новых таможенных пошлин на лесосырьевую продукцию потери лесопромышлен-ного комплекса за 4 месяца текущего года только по прибыли составили 359 млн. рублей, в том числе в бюджеты и внебюджетные фонды - 263,5 млн. рублей. Ситуация в экономике республики к началу 1999 года во многом опре-делялась последствиями финансового кризиса 1998 года, результатом кото-рого явились девальвация рубля, резкий рост инфляции и курса доллара, снижение уровня жизни населения, кризис банковской системы. В этих условиях основными задачами в области социально-экономической политики стали преодоление негативных экономических и социальных последствий, создание условий для роста производства на осно-ве рационального и эффективного использования природных ресурсов. По-этому перед новым составом Правительства встала задача подготовки Кон-цепции, которая была разработана с привлечением ученых республики и ут-верждена Законодательным Собранием в феврале 1999 года.

В Концепции социально-экономического развития Республики Карелия до 2010 года определен главный вектор в деятельности Правительства: по-вышение эффективности экономики Карелии, увеличение доходности терри-тории и на этой основе решение социальных проблем, рост благосостояния населения. В соответствии с принятой Концепцией Правительство определило для себя следующие приоритетные направления деятельности:
- подъем лесопромышленного комплекса. Сюда следует включить из-менение подхода к распределению лесосечного фонда, запуск про-стаивающих предприятий целлюлозно-бумажной и деревообрабаты-вающей промышленности, ужесточение налоговой дисциплины, ус-тановление плановых заданий для предприятий лесного комплекса;
- развитие сельского хозяйства республики. Здесь тоже пришлось мно-гое менять: добиваться качественной работы сельских жителей, пла-нировать увеличение посевных площадей под сельскохозяйственные культуры, увеличение производства животноводческой продукции;
- возвращение утраченных позиций в горнорудном комплексе Карелии за счет привлечения инвестиций из-за пределов республики, увеличе-ние добычи и переработки природного камня, поиски и расширение рынков сбыта готовой продукции;
- погашение задолженности по выплате заработной платы бюджетни-кам, организация своевременной выплаты пенсий, снижение долгов по детским пособия, пособиям по безработице.

Наряду с приоритетными решались перспективные и текущие задачи по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы Респуб-лики Карелия. Практическая реализация концепции на основе консолидации всех здо-ровых сил общества потребовала перехода на систему государственного ре-гулирования социально-экономического развития республики, включающую в себя согласованность действий в цепочке: прогнозы - концепции - про-граммы - контроль - результат. Для координации действий органов исполнительной власти при по-строении данной системы в конце 1999 подготовлен Порядок разработки и реализации республиканских целевых программ экономического блока. С учетом принятых нормативно-правовых документов ведется доработ-ка существующих и разработка новых республиканских целевых отраслевых программ, программ развития территорий. Программами конкретизируются цели и задачи отраслей, городов и районов, ожидаемые результаты. Ежеквар-тально производится контроль за исполнением программ, ежегодно - их кор-ректировка.

В настоящее время реализуются и находятся стадии доработки 14 про-грамм экономического блока и 22 программы социального направления, та-кие как. "Развитие строительного комплекса Республики Карелия"; "Развитие рыбного хозяйства Республики Карелия"; "Дороги Карелии 1998-2005гг"; "Леса Карелии"', "Развитие туризма в Республике Карелия в 2000-2002 гг." и другие.

На утверждении находится Программа реализации государственной ин-вестиционной политики в Республике Карелия на 2000-2002 гг., Программа "Основные направления государственной политики развития промышленно-сти Республики Карелия", в стадии разработки - 4 программы: Программа развития агропромышленного комплекса в Республике Карелия на 2000-2002 гг., Программа развития лесопромышленного комплекса Республики Карелия на 2000-2002 гг., Программа "Освоение недр и развитие горнопромышленно-го комплекса Республики Карелия в 2000-2002-2010 гг.". Важную роль в социально-экономическом развитии республики Прави-тельство отводит органам местного самоуправления. Для отслеживания си-туации в районах проводится мониторинг социально-экономического разви-тия муниципальных образований по 13 показателям. Результаты мониторин-га публикуются в средствах массовой информации и являются исходными материалами для принятия своевременных и действенных мер по улучшению ситуации на конкретных территориях. Общая характеристика социально-экономической ситуации в Республике Карелия

Основой для решения социальных проблем в республике является ус-тойчивое развитие экономики. В связи с этим главная задача Правительства - обеспечение развития ре-ального сектора экономики, поддержка собственных товаропроизводителей. Однако в кризисный период действовать приходилось не только экономиче-скими, но и административными мерами. На крупных, социально значимых предприятиях, имеющих значитель-ные суммы фискальной задолженности, инициировалось введение процедур банкротства с целью сохранения производства и рабочих мест, смены неэф-фективных собственников и подготовки предприятий к реструктуризации долгов и создания нового налогоплательщика. Всего в рамках внешнего управления на 26 крупных, социально значи-мых предприятиях РК проведена реструктуризация предприятий, в т.ч. на: ОАО "Сегежабумпром", ОАО "Валдайский КЛПХ", АООТ "Чупалес", ОАО"Ледмозерский КЛПХ", ОАО "Медвежьегорский КЛПХ", ОАО "Кем-ский лесопильный завод", АОЗТ "Кондопожский ДОЗ", ОАО "Пудожлес", ОАО "Пяльмалес", ГП "Сунская птицефабрика", АОЗТ "Ильинский лесо-пильный завод", ОАО "Петрозаводский рыбокомбинат", ОАО Целлюлозный завод "Питкяранта", ОАО "Юшкозерский КЛПХ" и других. На базе имуще-ства всех этих предприятий созданы новые акционерные общества. Сохране-но более 15 тысяч рабочих мест, Кроме того, в рамках конкурсного производства продано 9 имуществен-ных комплексов: ОАО "Ляскельскйй бумажный завод", ОАО "Беломорский ЛДК", ОАО "Сосновецкий КЛПХ", АООТ "Лахденпохский фанерный ком-бинат", ГП "ГОК Карелслюда", АООТ "Поросозерский КЛПХ", АООТ "Кем-ский КЛПХ", ГП "Чупинский рыбозавод", ГП "Пудожский мясокомбинат". По АО "Сегежский КЛПХ" состоялась продажа бизнеса предприятия. Состояние расчетов с бюджетами предприятий, на которых введена процедура внешнего управления, улучшилось. Если в декабре 1998 года предприятиями этой группы текущие платежи гасились на 45%, то сейчас - уже на 99,6%. Все это позволило предприятиям выйти из кризиса, большин-ство из них наращивают объемы в текущем году. В результате принятых мер в 1999 году и первой половине 2000 года в экономике республики сохраняется устойчивая тенденция улучшения ее ос-новных параметров. В 1999 году индекс физического объема промышленной продукции со-ставил 120,6% (в среднем по Российской Федерации - 108,1%). За январь-май 2000 года индекс физического объема промышленной продукции составил 114,1% к соответствующему периоду прошлого года. Впервые за годы реформирования экономики достигнут рост инвести-ций в основной капитал, который в 1999 году составил 146% к уровню 1998 года. Основным фактором такого положения явилось улучшение финансово-го состояния предприятий. Более половины всех предприятий получили при-быль. Удалось преодолеть кризис в лесном комплексе. Получены хорошие результаты в растениеводстве. Оживление экономики привело к снижению уровня регистрируемой безработицы: с 5,2 % в январе до 3,4 % в декабре и до 2,2% в мае 2000 года. Продолжалось снижение инфляции. Индекс потребительских цен в 1999 году в среднем не превышал 2,2 % в месяц, а в 2000 году - 1,5%. Замедлились темпы снижения физической массы товарооборота. В янва-ре 1999 года оборот розничной торговли по сравнению с соответствующим периодом 1998 года сократился на 24,8%, а в целом по году - на 10,4%. В ян-варе- мае 2000 года наметились признаки стабилизации. Розничный товаро-оборот в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года соста-вил 99%. Все это позитивно сказалось на динамике налоговых платежей в респуб-ликанский и местные бюджеты, во внебюджетные фонды, что позволило ре-шить наиболее острые социальные проблемы, и в первую очередь:
- значительно (в 3,3 раза) сократить задолженность по заработной пла-те в производственных отраслях и социальной сфере;
- произвести погашение задолженности по детским пособиям (до мар-та 1999 года);
- полностью ликвидировать долги и своевременно выплачивать пен-сии;
- увеличить финансирование учреждений социального обеспечения.
В результате удалось снизить социальную напряженность в республике. Исходя из этого, главными целями экономической политики на 2000 год являются сохранение позитивных тенденций в экономике, сложившихся в 1999 году, и создание на этой основе условий для повышения жизненного уровня населении. Продолжение экономического роста требует проведения соответствую-щей инвестиционной политики Поэтому важными направлением деятельности Правительства является создание благоприятного инвестиционного климата в республике, направле-ние инвестиций на наиболее значимые социальные объекты. Для реализации этого и в целях совершенствования нормативно-правовой базы в области инвестиций приняты законы РК "О бюджете разви-тия РК", "Об инвестиционной деятельности в РК". Должен вызвать интерес инвесторов к Карелии и новый Закон РК "О республиканских налогах (став-ках налогов) и сборах на территории Республики Карелия", в котором преду-смотрены значительные льготы инвесторам, реализующим инвестиционные проекты. В соответствии с этими законами предусмотрены гарантии инве-сторам и защита прав собственников. Мы считаем, что основными целями инвестиционной политики должны быть привлечение не только денежных средств, но и передовых технологий, создание новых предприятий. На это нацелена разработанная Программа реализации государственной инвестиционной политики РК на 2000-2002 годы, в рамках которой форми-руются инвестиционные проекты для финансирования и предоставления го-сударственных гарантий за счет средств бюджета развития. Для создания благоприятных условий по привлечению инвестиций через механизмы финансовой аренды (лизинга) в текущем году предстоит подгото-вить проект Закона "О стимулировании лизинговой деятельности в РК", а также проект Закона "О стимулировании инвестиций в дотационные районы РК". В 1999 году в 2,3 раза по сравнению с предыдущим годом увеличился объем привлеченных в экономику республики иностранных инвестиций, со-ставивший 12,8 млн. долларов. При этом следует отметить семикратное уве-личение поступлений в иностранной валюте, главным образом в форме кре-дитов предприятиям с иностранными инвестициями, действующим на терри-тории республики. Это свидетельствует о серьезности намерений уже закре-пившихся на нашем рынке инвесторов и о росте доверия к экономической политике Правительства. Налоговая политика в республике направлена на создание условий нало-гообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реально-го сектора экономики и стабилизацию поступления налогов и сборов в бюд-жеты всех уровней. С целью упорядочения республиканского налогового законодательства, сокращения и рационализации налоговых льгот разработан Закон Республи-ки Карелия "О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на тер-ритории Республики Карелия", который введен в действие с 1 января 2000 года. С 1999 года в целях обеспечения устойчивого роста производства зако-нодательством Республики Карелия были установлены пониженные ставки по налогам для отраслей экономики, обеспечивающих население продуктами питания, жизненно важными услугами, предприятий, создающих новые ра-бочие места. Льготы установлены для предприятий, занимающихся произ-водством сельскохозяйственной продукции, пищевой и легкой промышлен-ности, почтовой связи, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, автомобильного транспорта общего пользования, для предприятий лесозаго-товительной промышленности, а также предприятий, ориентированных на производство современной конкурентоспособной продукции. Однако мы считаем, что политика предоставления налоговых льгот не-достаточно эффективна, необходимо переходить от политики предоставле-ния льгот к политике конкретной адресной поддержки предприятий. Следует отметить, что проводимая в последние годы политика Центра перераспределения бюджетных средств в его пользу снижает региональный эффект от роста объемов производства, инвестиционные возможности рес-публиканского бюджета. Так, например, по нашим расчетам, доля перечис-лений в федеральный бюджет увеличилась с 1997 по настоящее время на 10 %, а с учетом налогов на внешнеэкономическую деятельность - на 14%. Это вызывает дополнительные трудности как при решении социальных вопросов, так и в развитии экономики. С 1999 года в республике действует Закон "О едином налоге на вменен-ный доход", предусматривающий предельно простую систему уплаты нало-гов и позволяющий юридическим и физическим лицам уделить больше вни-мания непосредственному развитию бизнеса. Важным направлением социально-экономического развития республики является развитие межрегиональных отношений. В 1999 году осуществля-лась координация деятельности ведомств и предприятий республики по реа-лизации соглашений Правительства Республики Карелия с Правительствами: г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Республики Адыгея, Республики Белорусь. В результате взаимовыгодного сотрудничества в 1999 году с Правитель-ством г. Москвы:
- была разработана и реализуется "Комплексная программа развития камнеперерабатывающего завода ООО "Карельский гранит" и кам-недобывающих предприятий РК";
- завершен монтаж оборудования Питкярантского карьероуправления (проектная мощность 450 тыс.м.куб. в год);
- получена техника под программу развития карьера "Нюрин-Саари- П" ГУП "Питкярантское карьероуправление";
- ведется разработка программы комплексного освоения шунгитовых пород республики, что послужит серьезным толчком к дальнейшему развитию горнодобывающей отрасли, созданию новых рабочих мест.
Результат - более 10 млн.руб. дополнительных инвестиций в Питкярант-ский район, введены новые мощности и созданы дополнительные рабочие места в Питкярантском карьероуправлении. Такие же договоры действуют с Санкт-Петербургом, Республикой Бело-русь и другими регионами. Вместе с тем нами не используются еще в полной мере потенциальные возможности, заложенные в рамках межрегионального сотрудничества, в части дальнейшего расширения товарных рынков, внедрения прогрессивных технологий, дополнительного привлечения инвестиций. В этой связи стоит задача более эффективного взаимодействия мини-стерств и ведомств республики с соответствующими организациями испол-нительной власти регионов, повышение роли в этих вопросах представитель-ства республики в г. Москве, Санкт-Петербурге. Начало 2000 года свидетельствует о сохранении тенденций улучшения экономической и финансовой ситуации, сформировавшихся в 1999 году. Продолжается рост промышленного производства и инвестиций в ос-новной капитал, снижаются темпы инфляции, увеличивается реальная зара-ботная плата. Важнейшим фактором является увеличение доли долгосрочных креди-тов (на срок больше одного года) в структуре активов кредитных организа-ций, которая с 1998 года по начало мая 2000 года возросла с 8,7 до 27,7% суммарных кредитных вложений. Эти кредиты в 1999 году составили около 600 млн. рублей. Увеличение доли долгосрочных активов говорит о посте-пенной переориентации банковской системы на кредитование инвестиций в реальном секторе экономики. Тем не менее, учитывая потребности респуб-лики в инвестициях только для обновления основных фондов (порядка 2 млрд. долларов в промышленности), указанных кредитов явно недостаточ-но. Прежде всего, необходимо обратить внимание на постепенное исчерпа-ние роста производства за счет факторов, связанных с девальвацией рубля и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Экономический рост, которого удалось добиться за счет использования этих факторов, носил во многом временный характер и не требовал значительных вложений и органи-зационных мероприятий. Поэтому дальнейший рост связан с дополнитель-ными вложениями и планомерной работой по повышению эффективности производства.

Основные параметры 2001 года Основным обобщающим макроэкономическим показателем развития республики является валовой региональный продукт (ВРП). По нашим оценкам, ВРП в 2000 году ожидается порядка 29 млрд. руб., с увеличением к 1999 году на 2% (в сопоставимых ценах), по прогнозу на 2001 год -34,7 млрд. руб., с сохранением темпов роста на уровне 102%. Исходя из сценарных условий развития экономики, прогнозируемого роста цен и необходимости дальнейшего устойчивого развития, индекс фи-зического объема промышленной продукции на следующий год предполага-ется на уровне 104%. Основной задачей в сельском хозяйстве является сохранение достигну-того уровня производства в 1999 году и обеспечение дальнейшего его роста в 2001 году (102 %). Принимаемые Правительством республики меры по созданию благопри-ятного инвестиционного климата, проведение мероприятий по реструктури-зации задолженности предприятий и организаций в республиканский бюджет создают привлекательные условия для более широкого использования собст-венных средств предприятий в инвестиции. Общий объем инвестиций в 2001 году прогнозируется на уровне 5,9 млрд. рублей, что на 7% выше уровня текущего года (в сопоставимых це-нах). Учитывая глубину кризисного падения розничного товарооборота, в предыдущие годы предполагается, что в 2001 году будут наиболее полно ис-пользованы благоприятные факторы для его увеличения (101%). Этому будет способствовать, с одной стороны, прогнозируемое увеличение реальных до-ходов населения и стабилизация цен на потребительские товары, с другой - увеличение предложения товаров, в первую очередь, за счет продукции оте-чественного производства. С учетом платежеспособного спроса населения в 2001 году сохранится тенденция увеличения объема платных услуг населению. Рост предусматри-вается на 3 -5 % (в сопоставимых ценах). В качестве основы для обеспечения роста средней заработной платы в реальном секторе экономики предполагаются рост объемов производства продукции, повышение эффективности труда, оптимизация численности ра-ботников на каждом предприятии. Повышению заработной платы во всех сферах и отраслях способствуют нормализация платежей и расчетов, погашение задолженности по выплате заработной платы, легализация доходов. В результате фонд заработной платы по категориям занятых в экономи-ке, уплачивающих налоги и страховые взносы на территории республики, на 2001 год прогнозируется в сумме 9200 тыс. руб. При этом ожидается, что номинальные доходы населения в 2001 году увеличатся на 13 %, а реально располагаемые - на 2 %. Улучшение ситуации в реальном секторе экономики обеспечивают по-ложительные тенденции в финансовой системе республики. При разработке прогноза предусматривалось, что дальнейшему сохра-нению стабильной финансовой ситуации будут способствовать сокращение издержек за счет контролируемого роста затрат в естественных монополиях, сокращение реализации бартерных схем и других нерыночных форм обмена. Кроме того, на снижение издержек повлияют постепенное ослабление фискальной нагрузки на производителей, принятие мер по повышению соби-раемости налогов "живыми" деньгами, переориентация кредитной системы на обслуживание проектов в реальном секторе экономики. При сохранении роста объемов производства в 2001 году прибыль прогнозируется в размере 4450 млн. руб. Вместе с тем указанные оценки реально достижимы в случае проведения Центром стабильной политики, направленной на обеспечение баланса инте-ресов Центра и регионов. Считаем, что администрациям регионов необходимо теснее взаимодей-ствовать со своими депутатами в Госдуме для формирования социально-экономической политики региона и отстаивания общих интересов в отноше-ниях с Центром.

Следущая
openbubget@psu.karelia.ru

[an error occurred while processing this directive]
Новости
О проекте
ссылки
Интернет-ресурсы
интернет-ресурсы
Региональные представители
Северо-Западный
федеральный округ
Другие федеральные
округа
Вопрос-ответ
вопросы-ответы
Поиск


transparentbudget.ru

Rambler's Top100