[an error occurred while processing this directive]
Социально-экономическая политика в Республике Карелия в 1999 - 2000 годах
И. М. ШуруповМинистр экономики РК Территория Республики Карелия составляет 180,5 тыс. кв. км (1% терри-тории РФ), 54,5% территории покрыто лесами, 23,2% - водоемами, обрабаты-ваемые земли составляют 1,1%. Население республики - 766,4 тыс. человек. При доле численности населения Республики Карелия 0,52% от населе-ния России на долю республики в 1999 г. приходилось 0,61% объемов про-мышленного производства России, 24% объемов российского производства железорудных окатышей, 31% - газетной бумаги, 60% - бумажных мешков, 10,8% - тракторов, 6% - круглых лесоматериалов, 3,5% - пиломатериалов. При максимальной протяженности территории республики с севера на юг 660 км протяженность внешней границы составляет 720 км. Поэтому по-ложение республики, как приграничного региона России, является серьезным фактором, оказывающим существенное влияние на социально-экономические процессы. Республика Карелия находится в едином экономическом и правовом пространстве Российской Федерации, что обуславливает значительное влия-ние политики, проводимой Центром, на ход экономических процессов в рес-публике. За период экономических реформ в республике с 1991 года индекс физического объема промышленного производства уменьшился вдвое, инве-стиции в основной капитал сократились почти в 10 раз, реальные распола-гаемые доходы населения - в 3 раза. Данные обстоятельства предопределяют приоритеты социально-экономической политики Правительства с уделением основного внимания развитию инвестиционных процессов в реальный сектор экономики, повышению производительности труда и увеличению на этой ос-нове реальной заработной платы и реальных доходов населения. Вместе с тем практическая реализации региональной политики затруд-няется тем, что политика Центра во многом продолжает оставаться непред-сказуемой. Это относится к установлению параметров, влияющих на разра-ботку прогнозов и формирование бюджета, а также к таким важнейшим ин-струментам регулирования экономики как валютная и таможенная политика, эмиссия и условия кредитования, политика в отношении естественных моно-полий, изменение системы налогообложения. Так, за счет введения новых таможенных пошлин на лесосырьевую продукцию потери лесопромышлен-ного комплекса за 4 месяца текущего года только по прибыли составили 359 млн. рублей, в том числе в бюджеты и внебюджетные фонды - 263,5 млн. рублей. Ситуация в экономике республики к началу 1999 года во многом опре-делялась последствиями финансового кризиса 1998 года, результатом кото-рого явились девальвация рубля, резкий рост инфляции и курса доллара, снижение уровня жизни населения, кризис банковской системы. В этих условиях основными задачами в области социально-экономической политики стали преодоление негативных экономических и социальных последствий, создание условий для роста производства на осно-ве рационального и эффективного использования природных ресурсов. По-этому перед новым составом Правительства встала задача подготовки Кон-цепции, которая была разработана с привлечением ученых республики и ут-верждена Законодательным Собранием в феврале 1999 года. В Концепции социально-экономического развития Республики Карелия до 2010 года определен главный вектор в деятельности Правительства: по-вышение эффективности экономики Карелии, увеличение доходности терри-тории и на этой основе решение социальных проблем, рост благосостояния населения.
В соответствии с принятой Концепцией Правительство определило для себя следующие приоритетные направления деятельности: В настоящее время реализуются и находятся стадии доработки 14 про-грамм экономического блока и 22 программы социального направления, та-кие как. "Развитие строительного комплекса Республики Карелия"; "Развитие рыбного хозяйства Республики Карелия"; "Дороги Карелии 1998-2005гг"; "Леса Карелии"', "Развитие туризма в Республике Карелия в 2000-2002 гг." и другие. На утверждении находится Программа реализации государственной ин-вестиционной политики в Республике Карелия на 2000-2002 гг., Программа "Основные направления государственной политики развития промышленно-сти Республики Карелия", в стадии разработки - 4 программы: Программа развития агропромышленного комплекса в Республике Карелия на 2000-2002 гг., Программа развития лесопромышленного комплекса Республики Карелия на 2000-2002 гг., Программа "Освоение недр и развитие горнопромышленно-го комплекса Республики Карелия в 2000-2002-2010 гг.". Важную роль в социально-экономическом развитии республики Прави-тельство отводит органам местного самоуправления. Для отслеживания си-туации в районах проводится мониторинг социально-экономического разви-тия муниципальных образований по 13 показателям. Результаты мониторин-га публикуются в средствах массовой информации и являются исходными материалами для принятия своевременных и действенных мер по улучшению ситуации на конкретных территориях. Общая характеристика социально-экономической ситуации в Республике Карелия Основой для решения социальных проблем в республике является ус-тойчивое развитие экономики.
В связи с этим главная задача Правительства - обеспечение развития ре-ального сектора экономики, поддержка собственных товаропроизводителей. Однако в кризисный период действовать приходилось не только экономиче-скими, но и административными мерами.
На крупных, социально значимых предприятиях, имеющих значитель-ные суммы фискальной задолженности, инициировалось введение процедур банкротства с целью сохранения производства и рабочих мест, смены неэф-фективных собственников и подготовки предприятий к реструктуризации долгов и создания нового налогоплательщика.
Всего в рамках внешнего управления на 26 крупных, социально значи-мых предприятиях РК проведена реструктуризация предприятий, в т.ч. на:
ОАО "Сегежабумпром", ОАО "Валдайский КЛПХ", АООТ "Чупалес", ОАО"Ледмозерский КЛПХ", ОАО "Медвежьегорский КЛПХ", ОАО "Кем-ский лесопильный завод", АОЗТ "Кондопожский ДОЗ", ОАО "Пудожлес", ОАО "Пяльмалес", ГП "Сунская птицефабрика", АОЗТ "Ильинский лесо-пильный завод", ОАО "Петрозаводский рыбокомбинат", ОАО Целлюлозный завод "Питкяранта", ОАО "Юшкозерский КЛПХ" и других. На базе имуще-ства всех этих предприятий созданы новые акционерные общества. Сохране-но более 15 тысяч рабочих мест,
Кроме того, в рамках конкурсного производства продано 9 имуществен-ных комплексов: ОАО "Ляскельскйй бумажный завод", ОАО "Беломорский ЛДК", ОАО "Сосновецкий КЛПХ", АООТ "Лахденпохский фанерный ком-бинат", ГП "ГОК Карелслюда", АООТ "Поросозерский КЛПХ", АООТ "Кем-ский КЛПХ", ГП "Чупинский рыбозавод", ГП "Пудожский мясокомбинат". По АО "Сегежский КЛПХ" состоялась продажа бизнеса предприятия.
Состояние расчетов с бюджетами предприятий, на которых введена процедура внешнего управления, улучшилось. Если в декабре 1998 года предприятиями этой группы текущие платежи гасились на 45%, то сейчас - уже на 99,6%. Все это позволило предприятиям выйти из кризиса, большин-ство из них наращивают объемы в текущем году.
В результате принятых мер в 1999 году и первой половине 2000 года в экономике республики сохраняется устойчивая тенденция улучшения ее ос-новных параметров.
В 1999 году индекс физического объема промышленной продукции со-ставил 120,6% (в среднем по Российской Федерации - 108,1%). За январь-май 2000 года индекс физического объема промышленной продукции составил 114,1% к соответствующему периоду прошлого года.
Впервые за годы реформирования экономики достигнут рост инвести-ций в основной капитал, который в 1999 году составил 146% к уровню 1998 года. Основным фактором такого положения явилось улучшение финансово-го состояния предприятий. Более половины всех предприятий получили при-быль. Удалось преодолеть кризис в лесном комплексе. Получены хорошие результаты в растениеводстве.
Оживление экономики привело к снижению уровня регистрируемой безработицы: с 5,2 % в январе до 3,4 % в декабре и до 2,2% в мае 2000 года.
Продолжалось снижение инфляции. Индекс потребительских цен в 1999 году в среднем не превышал 2,2 % в месяц, а в 2000 году - 1,5%.
Замедлились темпы снижения физической массы товарооборота. В янва-ре 1999 года оборот розничной торговли по сравнению с соответствующим периодом 1998 года сократился на 24,8%, а в целом по году - на 10,4%. В ян-варе- мае 2000 года наметились признаки стабилизации. Розничный товаро-оборот в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года соста-вил 99%.
Все это позитивно сказалось на динамике налоговых платежей в респуб-ликанский и местные бюджеты, во внебюджетные фонды, что позволило ре-шить наиболее острые социальные проблемы, и в первую очередь: Основные параметры 2001 года
Основным обобщающим макроэкономическим показателем развития республики является валовой региональный продукт (ВРП).
По нашим оценкам, ВРП в 2000 году ожидается порядка 29 млрд. руб., с увеличением к 1999 году на 2% (в сопоставимых ценах), по прогнозу на 2001 год -34,7 млрд. руб., с сохранением темпов роста на уровне 102%.
Исходя из сценарных условий развития экономики, прогнозируемого роста цен и необходимости дальнейшего устойчивого развития, индекс фи-зического объема промышленной продукции на следующий год предполага-ется на уровне 104%.
Основной задачей в сельском хозяйстве является сохранение достигну-того уровня производства в 1999 году и обеспечение дальнейшего его роста в 2001 году (102 %).
Принимаемые Правительством республики меры по созданию благопри-ятного инвестиционного климата, проведение мероприятий по реструктури-зации задолженности предприятий и организаций в республиканский бюджет создают привлекательные условия для более широкого использования собст-венных средств предприятий в инвестиции.
Общий объем инвестиций в 2001 году прогнозируется на уровне 5,9 млрд. рублей, что на 7% выше уровня текущего года (в сопоставимых це-нах).
Учитывая глубину кризисного падения розничного товарооборота, в предыдущие годы предполагается, что в 2001 году будут наиболее полно ис-пользованы благоприятные факторы для его увеличения (101%). Этому будет способствовать, с одной стороны, прогнозируемое увеличение реальных до-ходов населения и стабилизация цен на потребительские товары, с другой - увеличение предложения товаров, в первую очередь, за счет продукции оте-чественного производства.
С учетом платежеспособного спроса населения в 2001 году сохранится тенденция увеличения объема платных услуг населению. Рост предусматри-вается на 3 -5 % (в сопоставимых ценах).
В качестве основы для обеспечения роста средней заработной платы в реальном секторе экономики предполагаются рост объемов производства продукции, повышение эффективности труда, оптимизация численности ра-ботников на каждом предприятии.
Повышению заработной платы во всех сферах и отраслях способствуют нормализация платежей и расчетов, погашение задолженности по выплате заработной платы, легализация доходов.
В результате фонд заработной платы по категориям занятых в экономи-ке, уплачивающих налоги и страховые взносы на территории республики, на 2001 год прогнозируется в сумме 9200 тыс. руб.
При этом ожидается, что номинальные доходы населения в 2001 году увеличатся на 13 %, а реально располагаемые - на 2 %.
Улучшение ситуации в реальном секторе экономики обеспечивают по-ложительные тенденции в финансовой системе республики.
При разработке прогноза предусматривалось, что дальнейшему сохра-нению стабильной финансовой ситуации будут способствовать сокращение издержек за счет контролируемого роста затрат в естественных монополиях, сокращение реализации бартерных схем и других нерыночных форм обмена.
Кроме того, на снижение издержек повлияют постепенное ослабление фискальной нагрузки на производителей, принятие мер по повышению соби-раемости налогов "живыми" деньгами, переориентация кредитной системы на обслуживание проектов в реальном секторе экономики. При сохранении роста объемов производства в 2001 году прибыль прогнозируется в размере 4450 млн. руб.
Вместе с тем указанные оценки реально достижимы в случае проведения Центром стабильной политики, направленной на обеспечение баланса инте-ресов Центра и регионов.
Считаем, что администрациям регионов необходимо теснее взаимодей-ствовать со своими депутатами в Госдуме для формирования социально-экономической политики региона и отстаивания общих интересов в отноше-ниях с Центром.
|
|