[an error occurred while processing this directive]
О бюджетной политике в Республике Карелияв 1998-2000 годах
А. С. КолесовЗаместитель Председателя Правительства,Министр финансов Республики Карелия Степень рациональности бюджетной политики как в России в целом, так и ее субъектов определяют во многом не только экономический потенциал государства и его регионов, но и уровень их политической и социальной ста-бильности, без которых нормальное поступательное развитие страны невоз-можно. Весной 1998 года в Республике Карелия (РК) сложилась весьма сложная ситуация с исполнением доходной и расходной частей консолиди-рованного бюджета. Росла задолженность по выплате заработной платы ра-ботникам бюджетной сферы (в среднем она достигла около трех с половиной месяцев), практически была приостановлена выплата пособий гражданам, имеющим детей, Правительством РК и под его гарантии органами местного самоуправления были взяты кредиты в коммерческих банках на сумму свы-ше 120 млн. рублей, сроки гашения по которым истекли и ставка вместе со штрафными санкциями превысила 100% годовых. Общая кредиторская за-долженность республиканского бюджета составляла 1419,2 миллиона рублей и равнялась примерно всему бюджету на этот год. В результате этого экономическая, социальная и политическая в ситуа-ция в республике была весьма напряженной. Происходили остановки работы предприятий из-за нехватки финансовых средств, массовые забастовки, голо-довки, перекрытие транспортных путей и другие стихийные и организован-ные акции протеста людей. В силу этого на выборах весной 1998 года боль-шинство избирателей РК отдали предпочтение новому Председателю Прави-тельства и многим новым руководителям местного самоуправления в городах и районах республики. Новое Правительство Республики Карелия в середине 1998 года среди основных приоритетных задач своей работы одной из основных первооче-редных посчитало проведение сначала обстоятельного анализа проводимой бюджетной политики, а затем и ее существенное изменение в сторону боль-шей рациональности. Изучая формирование доходной части консолидированного бюджета, можно было обратить внимание на следующие недостатки. Во-первых, по-вышению заинтересованности в увеличении доходов, конечно, мешало от-сутствие постоянных и единых нормативов отчисления налогов в городские и районные бюджеты. Во-вторых, величины отчислений по налогу на при-быль и налогу на имущество для всех отраслей народного хозяйства были одинаковы и не учитывали различную длительность производственного цик-ла (в строительстве, например, он составляет 1-2 года, в сельском хозяйстве - 1 год, а в торговле и бытовом обслуживании - 1-2 недели). Это делало пред-почтительным вложение капитала именно в торговлю, в службу сервиса и другие сферы быстрого оборота денег. В-третьих, наблюдалось недально-видное увлечение получением банковских кредитов для решения вопросов текущего финансирования и выдачей гарантий под такие кредиты органами местного самоуправления. Это в конечном счете привело к большим расхо-дам на оплату процентов по этим кредитам, невозможности погасить из ме-стных бюджетов даже проценты по ним и как следствие - инкассовому спи-санию всех средств со счетов городов и районов в течение длительного вре-мени. Если бы не внеплановая помощь из республиканского бюджета, дан-ные органы местного самоуправления оставались бы не на недели, а на неоп-ределенно длительное время без единого рубля! Формирование и исполнение расходной части бюджетов РК также име-ли определенные недостатки. Во-первых, их составление осуществлялось и от достигнутого уровня, что приводило к большой дифференциации в финан-совом обеспечении даже конституционных прав граждан на получение услуг здравоохранения, образования, социального обеспечения и других. Во-вторых, финансовая помощь из республиканского бюджета местным органам власти была "незащищенной" статьей и поэтому ее неполное осуществление приводило к росту кредиторской задолженности местных бюджетов, в том числе по такой важной статье, как выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. В-третьих, был крайне ослаблен контроль за использова-нием бюджетных средств. Достаточно сказать, что за несколько лет не было проведено ни одной комплексной проверки ни одного города или района, ни одного министерства и ведомства РК. Совершенствование бюджетной политики РК основывалось на этих и других выводах, сделанных на основе проведенного анализа сложившейся ситуации к середине 1998 года. Неформальный план действий включал в себя тактические, т.е. быстрореализуемые, и стратегические (требующие значи-тельного времени) задачи. В качестве первоочередных мер, мы реализовали следующие: Общая кредиторская задолженность за два с половиной года снижена до 1140,8 млн. рублей, или примерно на 20%. Более подробно можно охарактеризовать изменения в бюджетной поли-тике Карелии следующими фактами. Благодаря стабильной работе экономики удалось обеспечить значитель-ный рост поступлений налогов и доходов, собираемых на территории рес-публики, в бюджеты всех уровней. Поступление налоговых платежей и других доходов в бюджетную сис-тему Российской Федерации по территории республики за 1 полугодие 2000 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилось в 1,5 раза и составило 2149 млн. рублей. Доходы консолидированного бюджета Республики Карелия (без целе-вых бюджетных фондов) за этот период составили 1969,5 млн. рублей, что на 40% выше, чем в соответствующем периоде 1999 года. Уточненный, т.е. увеличенный, прогноз поступления доходов в контин-гентах в целом по республике выполнен на 122%. По сравнению с соответст-вующим периодом прошлого года (1998 года) прирост поступления доходов составил 690 млн. рублей. Повышенные прогнозные показатели за 1 полугодие текущего 2000 года выполнены по 9 доходным источникам, в том числе по таким важным, как налог на прибыль, подоходный налог, единый налог на вмененный доход, на-лог на имущество, доходы от государственной собственности. Собственные доходы республиканского бюджета за 1 полугодие 2000 года составили 714 млн. рублей, или 39% от уточненного годового плана и возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 31%. В структуре собственных доходов республиканского бюджета 92% составили налоговые поступления (653 млн. рублей), из них налог на прибыль (доход) предприятий и организаций - 34%, подоходный налог с физических лиц - 29%, налог на добавленную стоимость - 6%, налог на имущество - 12%. Фактически переданный бюджету Республики Карелия в 1 полугодии 2000 года трансферт из Федерального фонда финансовой поддержки субъек-тов Российской Федерации составил 351 млн. рублей, из которых 108 млн. рублей - трансферт за 1999 год, причитающийся по перерасчету и направ-ленный согласно приказу Министра финансов Российской Федерации на по-гашение задолженности по ссудам прошлых лет. Таким образом, из 351 млн. рублей реально поступило 243 млн. рублей. При этом 72 млн. рублей из об-щей суммы полученного трансферта носят целевой характер, в том числе - 15 млн. рублей на финансирование пособий гражданам, имеющим детей, 57 млн. рублей - на отпускные работникам образования. Кроме того, бюджету Республики Карелия в 1 полугодии 2000 года из федерального бюджета выделены ссуды на покрытие кассовых разрывов на общую сумму 60 млн. рублей. Расходы республиканского бюджета в 1 полугодии 2000 года составили 1127 млн. рублей, или 51% к уточненному плану года. С мая 1999 года своевременно выплачивается заработная плата работни-кам учреждений бюджетной сферы республиканского и местного подчине-ния. Сокращена задолженность бюджетных учреждений, находящихся в рес-публиканской и муниципальной собственности, в государственные внебюд-жетные фонды, сокращается задолженность республиканского и местных бюджетов. Финансирование из Фонда поддержки местных бюджетов в течение 1 полугодия текущего года производилось в соответствии с Законом Республи-ки Карелия "О республиканском бюджете на 2000 год". Фактически из рес-публиканского бюджета за 1 полугодие 2000 года местным бюджетам оказа-на финансовая помощь в сумме 241 млн. рублей, что составляет 55% от годо-вого объема финансовой помощи. Из них перечислено дотаций бюджетам городов и районов республики в сумме 191 млн. рублей, ссуды - 50 млн. руб-лей. В течение 1 полугодия т.г. за счет республиканского бюджета произве-дена оплата централизованных поставок топлива в города и районы респуб-лики в объеме свыше 56 млн. рублей и по состоянию на 1 августа т.г. лимиты централизованных поставок топлива на отопительный сезон 1999- 2000 годов профинансированы в полном объеме. В республике решена такая социально значимая проблема, как погаше-ние задолженности по детским пособиям гражданам, обратившимся за их на-значением в 1997-1999 годах. На выплату детских пособий в 1 полугодии на-правлено 93 млн. рублей. В приоритетном порядке осуществляется финансирование агропромыш-ленного комплекса. В текущем году за счет средств республиканского бюд-жета увеличен объем субсидий на произведенную и реализованную внутри республики животноводческую продукцию с 68 млн. до 75 млн. рублей, а с учетом внесенных изменений (117 млн. рублей) из них в первом полугодии уже перечислено 46 млн. рублей. За аналогичный период прошлого года бы-ло выделено 25 млн. рублей. На реализацию инвестиционной программы за 1 полугодие т. г. из рес-публиканского бюджета направлено 49 млн. рублей, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, при этом денежные перечисления от общей суммы финансирования составили 63% против 27% в 1999 году. В первоочередном порядке осуществлялось финансирование пусковых объек-тов, что позволило обеспечить в 1 полугодии т. г. ввод в эксплуатацию 60-квартирного жилого дома в п. Ляскеля, а к 1 сентября т.г. школы в п. Бочило-во Пудожского района и средней школы № 1 в г. Кеми. Кроме того, в сентяб-ре т. г. планируется ввод детского сада на 320 мест в г. Беломорске и музы-кальной школы в г. Кеми. В республике ведется постоянная работа по снижению кредиторской за-долженности федеральных структур. В результате неоднократных обраще-ний к Правительству Российской Федерации, руководителям федеральных министерств и ведомств с настойчивыми просьбами уделить внимание реше-нию данной проблемы ожидается снижение размера кредиторской задолжен-ности структур федерального подчинения, расположенных на территории республики, на сумму более 27 млн. рублей. Министерством финансов Республики Карелия совместно с Минфином России проведена работа по погашению задолженности перед федеральным бюджетом по ссудам прошлых лет. По перерасчету Минфина России в счет причитающегося республике трансферта за 1999 год погашена задолжен-ность республики по ссудам в сумме 108 млн. рублей. Минфином России и Минфином Карелии согласован график погашения задолженности по ссудам до конца текущего года. Аналогичная работа проводится совместно с органами местного само-управления по возврату бюджетных ссуд прошлых лет, полученных из рес-публиканского бюджета. Благодаря принятым мерам по состоянию на 1 июля 2000 года задолженность местных бюджетов по бюджетным ссудам снизи-лась на 14% по сравнению с началом 2000 года и составила 288 млн. рублей. Наибольшая задолженность по бюджетным ссудам прошлых лет сложилась в г. Костомукша, по состоянию на 1 июля 2000 года она составляет 30% от об-щей суммы задолженности по городам и районам республики. Министерством финансов РК в 1 полугодии 2000 годапроведена работа по заключению с органами местного самоуправления соглашений о мерах по оздоровлению государственных и муниципальных финансов и условиях ока-зания финансовой помощи из республиканского бюджета. Одной из основ-ных задач соглашения является пролонгация задолженности органов местно-го самоуправления по бюджетным ссудам, полученным из республиканского бюджета. Данные отчетов органов местного самоуправления Республики Карелия о ходе выполнения соглашений показывают, что за два года с момента их подписания проведена большая работа по выполнению мероприятий, преду-смотренных соглашениями. Накоплен опыт по мобилизации всех имеющихся резервов для оздоровления государственных и муниципальных финансов и ликвидации задолженности по выплатам заработной платы работникам бюд-жетной сферы, по привлечению всех органов исполнительной власти к кон-тролю за своевременным и полным поступлением доходов и экономным рас-ходованием средств. Органами местного самоуправления проводилась работа по увеличению собственных доходов в местные бюджеты.Так, сумма полученных в целом по республике собственных доходов возросла по сравнению с аналогичным пе-риодом предыдущего года на 279 млн. рублей, или 47%. Особое внимание уделено росту денежной составляющей доходной час-ти бюджетов. В целом по республике удельный вес собственных доходов в денежном выражении, составил на конец отчетного периода 78%. Необходи-мо отметить работу, проведенную в этом направлении финансовыми органа-ми Пудожского, Муезерского районов и Вепсской национальной волости, где уровень поступления собственных доходов в денежном выражении составил соответственно 91, 89 и 86%. Министерством финансов РК на основе собственной методики и в рам-ках Интегральной оценки проводится анализ работы территориальных фи-нансовых органов Министерства финансов РК. Оценка их деятельности про-изводится на основании четырех показателей, характеризующих контрольно-экономическую работу по мобилизации доходов, в том числе в денежной форме, а также сокращению кредиторской задолженности местных бюджетов и сокращению задолженности бюджетных учреждений по платежам в госу-дарственные внебюджетные фонды. По итогам за 1 полугодие 2000 года по-бедителями стали территориальные финансовые отделы г. Кондопога, Муе-зерского района и г. Сегежа. Контрольная работа за целевым использованием бюджетных средств ос-тавалась одним из приоритетных направлений в работе Министерства фи-нансов Республики Карелия. В целях осуществления оперативного и текуще-го контроля за расходованием средств республиканского и местных бюдже-тов установлено 30 форм внутренней оперативной отчетности, с помощью которой производится мониторинг. Сумма выявленных ревизиями и проверками в 1 полугодии 2000 года необоснованных и нецелевых расходов составила 43 млн. рублей. Установ-лены факты необеспечения сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения в организации и ведении бухгалтерско-го учета в учреждениях, несоблюдения порядка ведения кассовых операций и расчетов с подотчетными лицами, некачественного проведения годовых ин-вентаризаций. По результатам ревизий и проверок 13 материалов переданы в правоохранительные органы - Прокуратуру РК, МВД РК для дальнейшего расследования фактов необоснованного и нецелевого использования средств. Наряду с совершенствованием ревизионной работы требуется усиление предварительного и текущего контроля за правильным, эффективным и целе-вым расходованием государственных бюджетных средств. Эта задача будет прежде всего обеспечена путем поэтапного создания собственной казначей-ской системы исполнения бюджетов Республики Карелия. В результате принятых в первом полугодии 2000 года мер объем госу-дарственного долга республики сокращен на 28% и составил по состоянию на 1 июля 2000 года 267 млн. рублей. Наиболее обременительная для бюджета часть долга - кредиты коммер-ческих банков - сокращена на 19%. Это удалось решить путем повышения эффективности управления долгом. С банками-кредиторами достигнута до-говоренность о погашении части задолженности и реструктуризации задол-женности на более выгодных для бюджета условиях. За указанный период не было допущено ни одного случая просрочки платежей по договорам креди-тования. Наработана положительная кредитная история. Результатом являет-ся растущий интерес к республике со стороны крупных кредитных организа-ций и инвестиционных компаний. С целью дальнейшего совершенствования бюджетной политики Респуб-лики Карелия в ближайшие два года, т.е. до середины 2002 года, предстоит сделать следующее:
- подготовить и принять Закон РК о бюджетном процессе в рес-публике, который бы дополнял Бюджетный кодекс РФ в связи с его многочисленными отсылками в адрес законодательства субъ-ектов Федерации; Таким образом, можно сделать следующие краткие выводы: |
|