Кредитные ресурсы и обслуживание государственного долга в Республике Карелия
В. В. Рагозин
Начальник отдела кредитных ресурсов и обслуживания долга Министерства финансов Республики Карелия
Для покрытия дефицита бюджета используются различные финансовые инструменты, в частности, бюджетные ссуды из федерального бюджета, сер-тификаты обеспечения денежных обязательств Минфина Карелии, кредиты коммерческих банков и другие источники.
В результате принятых мер объем государственного долга республики в 1999 году сокращен на 24,8% и составил по состоянию на 01.01.2000 г. 343,05 млн. рублей. Наиболее обременительная часть долга - кредиты ком-мерческих банков - сокращена на 46,88%. Реструктуризация задолженности банкам путем списания части задолженности и реструктуризации позволила сэкономить для бюджета 5,9 млн. рублей. В результате реструктуризации долга республики по товарным облигациям достигнута экономия бюджетных средств в сумме 3,2 млн. рублей.
Нам удалось достичь положения, при котором сегодня не существует ни одного долгового обязательства, по которому не была бы достигнута соот-ветствующая договоренность с кредитором. Не случайно растет кредитный рейтинг республики, о чем свидетельствуют предложения крупных банков по предоставлению кредитов и намерения открыть филиалы на территории рес-публики. Если для Москвы работа с ближним и дальним Зарубежьем в по-рядке вещей, то для нас это не столько экзотика, сколько определенный знак.
По нашему мнению, фактор "привлекательности" должен основываться не столько на предоставляемых льготах, сколько на финансово-экономической стабильности региона, умении властей работать с кредитора-ми и управлять долгом. С другой стороны, серьезный инвестор не должен уподобляться инвалиду и, если предъявляет повышенные требования к льго-там или требует сверхлояльного отношения, то это не инвестор. К примеру, недавно в Правительство РК поступило очередное предложение выделить республике на определенных условиях кредит "до 100 миллионов долларов США". Как выяснилось, у этого "спонсора" нет даже собственного почтово-го адреса.
От умения управлять долгом и уровня кредитной работы зависит в нема-лой степени участие государства в поддержке инвестиционной деятельности. Эта поддержка должна заключаться не в бездумной раздаче государственных гарантий, которые в большинстве случаев самим же приходится погашать, а в создании стабильных и равных условий для претендентов на получение го-сударственной поддержки. На наш взгляд, общий подход государства к дан-ной проблеме отражен в решении семинара-совещания в Министерстве эко-номики РФ по проблемам совершенствования межбюджетных отношений в марте 2000 года в Москве: "Должна быть исключена практика использования государственных гарантий для снижения риска коммерческих проектов".
Недавно депутат Госдумы Глазьев в своих выступлениях в СМИ заявил, что если в ближайшее время Россия не сможет привлечь крупные инвести-ции, то национальную экономику ждет неминуемый крах. Но ни он, ни дру-гие авторы претензий к финансистам, которые якобы чрезмерно консерва-тивны в подходе к вопросам исполнения долговых обязательств, почему-то не желают понять, что государственная гарантия под любой инвестиционный проект ведет к увеличению расходной части бюджета.
В качестве иллюстрации можно привести практику использования кре-дитов Всемирного банка развития и реконструкции, который, на наш взгляд, превратился в ловушку для доверчивых россиян.
К сожалению, и на нашем региональном уровне укоренилась привычка отдельных должностных лиц "продавливать" инвестиционные проекты под государственную гарантию без оглядки на последствия. К примеру, не так давно из Госкомитета по лесопромышленному комплексу в Правительство поступило письмо, где прямо указано: "Минэкономики и Минфин РК про-информированы о необходимости заложить в бюджет ... 200 млн. рублей под гарантии Правительства для выделения межсезонных кредитов". Думаю, комментарии излишни.
Во время февральской встречи в Москве коллеги любезно ознакомили нас с проектом Закона "О государственном долге г. Москвы", в котором де-тализирован процесс управления госдолгом. Документ реально помог нам в аналогичной работе по разработке законодательной базы обслуживания дол-га.
Думаю, было бы полезно в ходе семинара поделиться опытом - как осу-ществить переход от "проедания" привлекаемых кредитных ресурсов, увели-чивающих внутренний долг, к финансированию инвестиционных расходов. Председатель Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка Правительства г. Москвы г-н Пахомов в одной из публикаций в СМИ отме-тил, что в Москве запрещается использовать привлекаемые средства для фи-нансирования текущих расходов бюджета и социальных нужд, все они на-правляются на цели финансирования проектов и программ. Для нас было бы важно и полезно узнать (в той степени, насколько это возможно), как при этом Москве удалось решить задачу погашения весьма крупной задолженно-сти в объеме около 600 млн. долларов в течение 5 месяцев текущего года.