[an error occurred while processing this directive]
РЕКОМЕНДАЦИИ Международной научно-практической конференции “БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ, ГОРОДОВ И КОММУН НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ” (Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, 22-23 марта 2001г.)
Обсудив проблемы бюджетной политики регионов, городов и коммун на Севере Европы, участники конференции отмечают, что в Российской Федерации формируется отношение к бюджету как инструменту рыночной экономики, накоплен определенный практический опыт бюджетного планирования, создаются соответствующие правовые нормы, позволяющие вести бюджетный процесс с учетом конкретных реалий нашей страны. Предпринимаются попытки выстроить систему взаимоотношений между Федерацией , ее субъектами и органами местного самоуправления, основанную на понятных для всех правилах экономического поведения.За последние два года бюджетный процесс в субъектах Северо-Западного федерального округа протекает в строгом соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Идут интеграционные процессы территорий Северо-Запада России в рамках Ассоциации экономического взаимодействия, Межпарламентской ассоциации и федерального округа. Законодательные и исполнительные органы государственной власти республик и областей, органы местного самоуправления территорий Северо-Западного федерального округа развивают контакты в области бюджетной политики со странами Северной Европы - Финляндией, Швецией и Норвегией. Начался процесс формирования достоверных, оперативных и доступных информационных ресурсов о бюджетном процессе для всех уровней законодательной и исполнительной властей, для ученых, преподавателей и граждан. Вместе с тем, участники конференции вынуждены признать, что бюджет не стал в Российской Федерации цивилизованной формой денежных взаимоотношений между Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. Существующая практика изобилует субъективными подходами, противопоставляющими интересы органов местного самоуправления, субъектов (областей, краев, республик) и всей Федерации. Отсутствует прозрачность бюджетов всех уровней, что не позволяет использовать бюджет в практике формирования положительных ожиданий экономических субъектов. Современный бюджетный процесс не нацелен на работу в средне- и долгосрочной перспективе.
С целью обеспечения и совершенствования регионального и местного бюджетного процесса на Европейском Севере России Международная научно-практическая конференция “БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ, ГОРОДОВ И КОММУН НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ” рекомендует: 1. Федеральному Собранию Российской Федерации: 1.1. Укорить разработку и издание Комментария к Бюджетному кодексу Российской Федерации. 1.2. Вести дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части: - порядка составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации; - разграничения и закрепления доходных источников между федеральным, региональными и местными бюджетами; - согласования, закрепления и распределения расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 1.3. Ускорить принятие Федеральных законов: - “О минимальных государственных социальных стандартах”; - “О порядке и условиях формирования бюджетов развития в субъектах Российской Федерации”; - “Об общих принципах бюджетного процесса на самоуправляющихся территориях субъектов Российской Федерации”; - “О порядке предоставления и расчета субвенций бюджетам субъектам Российской Федерации”;
1.4. Рассмотреть вопрос о возможности поэтапного перехода на опережающую двух-, а затем трехлетнюю практику подготовки проектов федеральных бюджетов.
2. 2.1. Разработать и утвердить: 1) Методологические основы составления и исполнения бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов; 2) Нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на предоставление государственных услуг; 3) Порядок формирования, предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи из фондов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и фондов финансовой поддержки местных бюджетов, а также полномочий по формированию целевых бюджетных и внебюджетных фондов в субъектах Российской Федерации и местных бюджетах. 2. 2. Изучить и распространить опыт формирования прозрачных бюджетов на уровне субъектов Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Республика Карелия).
3. Федеральным и региональным органам Госстатистики проработать показатели для бюджетного мониторинга на региональном уровне и уровнях местного самоуправления с последующим включением этих показателей в федеральную систему статистической отчетности.
4. Законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов Северо-Западного федерального округа:4.1. Начать работу по формированию прозрачных бюджетов, что позволит, в конечном итоге, повысить степень доверия между экономическими субъектами соответствующих уровней. 4.2. Для повышения доверия населения к органам государственной власти способствовать проведению общественных бюджетных слушаний. 4.3. Для повышения прозрачности и открытости бюджетного процесса на всех уровнях государственной власти шире использовать современные информационные технологии, в частности размещать на Web-сайтах:- органов законодательной власти - Законы о бюджетах и дополнения к ним; - органов исполнительной власти - данные о поквартальном исполнении бюджетов. 5. Высшим учебным заведениям и научным организациям Северо-Западного федерального округа:5.1. Расширить список экономических курсов, читаемых в рамках региональной компоненты государственных стандартов, за счет курсов, описывающих бюджетный процесс на уровне субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления. 5.2. Активизировать проведение научно-исследовательской работы по проблемам бюджетной политики и межбюджетных отношений на трех уровнях: “федерация – регион – местное самоуправление”; продолжить формирование информационных ресурсов для бюджетного мониторинга в рамках Web-портала "Открытый бюджет. Северо-Запад России" (http://openbudget.karelia.ru) 5.3. Изучить и обобщить теорию и практику бюджетного процесса в странах с эффективной рыночной экономикой (в первую очередь в странах Северной Европы – Финляндии, Швеции и Норвегии) с целью использования этого опыта в российской практике, создания методологии включения гражданских институтов в бюджетный процесс.
Участники Международной научно - практической конференции "БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ, ГОРОДОВ И КОММУН НА СЕВЕРЕ ЕВРОПЫ" считают целесообразным ежегодное проведение аналогичных конференций в рамках Северо-Западного федерального округа с включением их в планы мероприятий Северо-Западной Межпарламентской ассоциации и Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации. |
|