Бюджетное послание на 2005 финансовый год
Главы Республики Карелия
Законодательному Собранию Республики Карелия

 

  1. Основные итоги бюджетной политики в 2003 году - первой половине 2004 года
  2. Основные цели и задачи бюджетной политики Республики Карелия в 2005 году
  3. Приоритеты в области доходов бюджета и налоговой политики
  4. Приоритеты в области расходов бюджетов
  5. Совершенствование межбюджетных отношений
  6. Политика в области инвестиций, страхования
  7. Политика в области кредитов, управления государственным долгом Республики Карелия
  8. Развитие казначейской системы исполнения бюджета и защита интересов бюджета
  9. Заключение

 

В настоящем послании формулируются основные цели и задачи бюджетной политики в Республике Карелия с учетом единой бюджетной политики Российской Федерации, а также основные пути их реализации в 2005 году.

Бюджетная политика Республики Карелия в будущем году будет направлена на реализацию стратегических целей и задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 финансовый год.

Как и в предшествующие годы будут предприниматься конкретные шаги, направленные на выполнение моей предвыборной программы "Вместе - к успеху Карелии", которая была поддержана большинством избирателей республики на выборах в апреле 2002 года.

В целях повышения качества предоставляемых населению услуг за счет бюджетных средств будет продолжаться реализация мероприятий Программы реформирования управления региональными финансами на 2002-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 25 ноября 2002 года №139-П.

I. Основные итоги бюджетной политики в 2003 году - первой половине 2004 года

Работа по реализации бюджетной политики в 2003 году - первой половине 2004 года обеспечила достижение конкретных положительных результатов.

В условиях неблагоприятных для республики межбюджетных отношений, установленных в Российской Федерации, незначительно, но все-таки увеличились доходы бюджетов и, прежде всего, за счет роста доходов физических лиц.

В результате, бюджет Республики Карелия за 2003 год выполнен.

Реализуются, ставшие уже традиционными, ежегодные соглашения с Правительством Российской Федерации и органами местного самоуправления о совместном проведении мероприятий по оздоровлению финансов.

В целях достижения сбалансированности ресурсов и обязательств уточнены долговременные единые нормативы распределения регулирующих налоговых доходов, остающихся в Республике Карелия, в соотношении примерно 50 на 50 процентов между бюджетом Республики Карелия и местными бюджетами, за исключением налога на доходы физических лиц. Дополнительно из бюджета Республики Карелия финансируются расходы на реализацию большинства инвестиционных проектов, строительство и ремонт автомобильных дорог, другие целевые программы, реализуемые на территории всех городов и районов.

Доля районов и городов в консолидированном бюджете с учетом финансовой помощи составила свыше 51 процента его расходной части. Приоритетом бюджетной политики в сфере расходов по-прежнему является обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия работникам правоохранительных органов.

Возросла заработная плата в бюджетной сфере, увеличиваются бюджетные ассигнования на образование, культуру, здравоохранение, социальную защиту населения, сельское хозяйство, капитальное строительство.

Успешно реализуется Программа реформирования управления региональными финансами Республики Карелия.

Продолжается работа по сокращению и оптимизации расходов.

Реализация мероприятий, направленных на соблюдение федеральных и республиканских стандартов в жилищно-коммунальном хозяйстве, позволила в 1 квартале 2004 года достичь 80-ти-процентного уровня возмещения населением затрат предприятий ЖКХ и сокращения связанных с этим расходов местных бюджетов на дотирование отрасли.

Проводится работа по развитию республиканского опорного Банка "Онего", страхового сектора экономики в сотрудничестве с САО "Карелингосстрах".

Выпущено три займа облигаций Республики Карелия на общую сумму 500 млн. рублей, что, конечно же, будет реально стимулировать развитие фондового рынка в Карелии.

В 2003 году средства от республиканских заимствований в объеме 1156 млн. рублей направлены на финансирование дефицита бюджета Республики Карелия, а также на финансирование инвестиционных расходов бюджета Республики Карелия.

Предельные значения, установленные бюджетным законодательством для долговых показателей субъекта Российской Федерации, Республикой Карелия полностью соблюдены.

Продолжается работа по совершенствованию Законов Республики Карелия "О бюджетном процессе в Республике Карелия", "О республиканских социальных и финансовых нормативах", "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия".

В целях укрепления и развития казначейской системы исполнения бюджета Республики Карелия в июне 2004 года подписано Соглашение с Управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия о кассовом обслуживании исполнения бюджета Республики Карелия.

Вместе с тем, некоторые задачи, поставленные в Бюджетном послании на 2003 год, решены не в полном объеме.

Не удается создать стимулы для руководителей предприятий и органов местного самоуправления, направленные на рост доходной части бюджетов городов и районов.

Недостаточными темпами осуществляется реформирование жилищно-коммунального хозяйства: не обеспечено в должной мере снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов, не развивается конкурентная среда.

Имеются еще случаи использования средств бюджета Республики Карелия и местных бюджетов не по целевому назначению. Не определены показатели эффективности использования бюджетных средств.

Медленно внедряются механизмы расширения практики конкурсных государственных закупок товаров, работ, услуг.

Продолжается практика заключения договоров, не обеспеченных финансами, что не позволяет решить в полной мере вопрос снижения кредиторской задолженности получателей бюджетных средств.

Несмотря на правовой режим иммунитета бюджетов, установленный действующим бюджетным законодательством, возрастает число и сумма исков к казне Республики Карелия, удовлетворенных судебными органами.

Эти и другие вопросы требуют решения в 2005 году.

II. Основные цели и задачи бюджетной политики Республики Карелия в 2005 году

Основной целью бюджетной политики республики в новом финансовом году остается создание условий для функционирования бюджетной сферы Карелии, направленных на увеличение бюджетной обеспеченности, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.

Для достижения этой стратегической цели необходимо решить следующие задачи:

Основные усилия органов власти всех уровней необходимо направить на решение этих основных целей и задач.

III. Приоритеты в области доходов бюджета и налоговой политики

В 2005 году увеличение доходов становится важнейшим направлением бюджетной политики.

Главными в этой сфере деятельности будут следующие основные направления:

Работа по увеличению доходов во все уровни бюджетов предполагается как на ведомственном уровне: Министерства экономического развития Республики Карелия, Министерства финансов Республики Карелия и Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Карелия, Министерства государственной собственности Республики Карелия, так и за счет их совместной деятельности. Как и прежде, в основу расчета налогового потенциала бюджета Республики Карелия на новый бюджетный год будут положены основные показатели прогноза социально-экономического развития республики, предусмотренные сценарными условиями развития экономики Республики Карелия на предстоящий 2005 год. Поступления налоговых и других платежей должны быть скорректированы на изменения налогового законодательства, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности по платежам в бюджеты.

Должна быть повышена надежность и достоверность среднесрочного до 2007 года прогнозирования объемов ресурсов бюджетов.

Дальнейшую реальную поддержку получат предприятия, имеющие бизнес-планы развития, прошедшие экспертизу и обеспечивающие высокий социальный, бюджетный, экономический эффект. Финансовая поддержка таких проектов будет осуществляться за счет заемных средств Республики Карелия. Выделение средств будет и далее осуществляться строго на конкурсной основе.

Должны быть также реализованы все предусмотренные законодательством меры по отношению к предприятиям-нарушителям налоговой дисциплины. В целях ее укрепления Правительством Республики Карелия будет совершенствоваться практика применения мер экономического воздействия: ограничение доступа неплательщиков налогов к природным ресурсам, квотам, лицензиям.

Будет продолжена работа по внесению изменений в законодательство Республики Карелия о налогах и сборах с целью его приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства и введением в действие новых глав Налогового кодекса Российской Федерации.

Необходимо продолжить работу по рационализации и сокращению налоговых льгот, установленных налоговым законодательством Республики Карелия. При этом обязательным условием предоставления таких льгот предприятиям и организациям будет оставаться своевременная и полная уплата ими текущих налоговых платежей в бюджеты республики.

Будет продолжена практика списания задолженности по санкциям у организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) сумму задолженности по республиканским налогам и кредитам, реструктурированную в соответствии с установленным Правительством Республики Карелии порядком.

Необходимо продолжить работу, направленную на повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Республики Карелия, и рост доходов, получаемых от его использования, - дивидендов по акциям, платы за аренду имущества, части прибыли государственных унитарных предприятий.

В 2005 году будет проведена большая работа по определению имущества, необходимого для осуществления Республикой Карелия своих полномочий.

Предстоит усилить контроль со стороны органов исполнительной власти республики за поступлением в бюджет Республики Карелия неналоговых доходов, доля которых в доходной части бюджета в условиях проводимой налоговой реформы существенно увеличивается.

IV. Приоритеты в области расходов бюджетов

Бюджетный кодекс Российской Федерации требует установления дефицита бюджета Республики Карелия в размере не более 15 (пятнадцати) процентов. Мы считаем, что в 2005 году расходы не должны превышать доходы более чем на десять процентов.

Прежде всего, при формировании бюджета и его исполнении необходимо исключить из бюджета все расходные обязательства, не обеспеченные доходными источниками. Недопустимым является принятие законов, постановлений Правительства Республики Карелия и других решений, которые влекут за собой расходы, превышающие возможности бюджета или не соответствующие полномочиям уровней государственной власти и местного самоуправления.

В будущем году перед органами государственной власти и местного самоуправления в области бюджетных расходов остаются четыре главные задачи:

При этом должна строго выполняться договоренность о том, что выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, социальных пособий должна осуществляться в первую очередь. Необходимо, чтобы главы местного самоуправления, руководители государственных учреждений занимали в этом вопросе единую позицию.

С 2005 года органы государственной власти республики и органы местного самоуправления будут наделены реальными полномочиями по самостоятельному установлению расходных обязательств в сферах, относимых к их ведению. При этом нельзя идти по пути принятия новых неисполнимых обязательств.

Сокращение и реструктуризация расходных обязательств в бюджетной сфере должны сопровождаться рационализацией и повышением эффективности использования средств бюджетов, значительным сокращением количества республиканских целевых программ. Необходимо пересмотреть процедуры их разработки и реализации, определить стратегические приоритеты и четко следовать им. Нужно выработать механизм большей ответственности государственных заказчиков за достижение поставленных в программах целей, задач, результатов.

В связи с этим, важнейшим направлением деятельности органов государственной власти совместно с органами местного самоуправления остается полная реализация и совершенствование Закона Республики Карелия "О республиканских социальных и финансовых нормативах Республики Карелия".

Приоритетным направлением сокращения бюджетных расходов должна стать реализация новой программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в республике. Срок ее принятия неоправданно затянулся.

В условиях перехода на полную 100-процентную оплату населением жилья и коммунальных услуг особое внимание должно быть уделено:

Обязательным условием проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства должна стать социальная защита малоимущих слоев населения в виде предоставления из бюджета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Необходимо разработать механизм оплаты бюджетных услуг в соответствии с получаемыми обществом результатами. Необходимо закончить проведение полной инвентаризации государственных и муниципальных учреждений с точки зрения соответствия их функций и задач, соответственно, государственным и муниципальным полномочиям, исключив при этом из состава получателей средств бюджета те из них, которые не отвечают этому критерию.

Основой финансирования здравоохранения остается реализация Программы государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью населения Республики Карелия в соответствии с выделяемыми на эти цели финансовыми ресурсами из бюджета и внебюджетных фондов.

Объем средств, направляемых на образование, будет увеличиваться и гарантировать стабильное развитие отрасли. В то же время он должен более жестко зависеть от числа детей и объема услуг в образовательных учреждениях с учетом особенностей каждого города и района республики.

Бюджетное финансирование культуры должно быть ориентировано на реализацию программ в этой сфере, поддержку учреждений культуры и искусства, которым необходимо и дальше работать над увеличением привлечения собственных доходов.

Усилия органов власти в социальной сфере будут направлены на оказание помощи наименее защищенным слоям населения, имеющим реальные доходы ниже прожиточного минимума. Поддержка этих категорий граждан должна стать более адресной. Необходимо завершить формирование единой базы данных получателей различных видов социальной помощи, что позволит повысить эффективность этой работы.

Необходимо уделить внимание эффективности вложения бюджетных средств в агропромышленный комплекс, в том числе за счет сопоставления объемов субсидий, субвенций на конкретные виды продукции с эффективностью хозяйствования. При этом все средства на эту помощь должны иметь целевое направление использования.

В области капитальных вложений - выделение средств только на объекты с высокой степенью готовности и реальной возможностью их ввода в действие в ближайшее время.

В 2005 году необходимо завершить упорядочение функций республиканских органов исполнительной власти, государственных учреждений в соответствии с законодательно закрепленными полномочиями, начать подготовку к формированию ассигнований на их содержание на основе финансовой оценки затрат, необходимых для выполнения соответствующих функций, устранив их дублирование.

Должны быть предприняты дальнейшие усилия по сокращению расходов на содержание аппарата управления как на республиканском, так и, особенно, на местном уровне за счет оптимизации структуры и численности в рамках проводимой административной реформы и разграничения полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления.

Необходимо также продолжить работу по сокращению кредиторской и дебиторской задолженности бюджета Республики Карелия и местных бюджетов. В условиях острой нехватки бюджетных средств становится недопустимым финансовая недисциплинированность отдельных руководителей, которые позволяют заключать договоры с исполнителями или поставщиками сверх установленных бюджетных лимитов. Наличие даже отдельных таких фактов в деятельности руководителей должно служить основанием к освобождению их от занимаемой должности.

Для повышения качества управления бюджетными расходами необходимо, наконец, разработать и утвердить систему показателей, характеризующих качество бюджетных услуг и эффективность использования бюджетных средств.

В ходе исполнения бюджетов всех уровней должны быть исключены факты закупок товаров, работ и услуг без проведения конкурсов

Решение всех перечисленных выше задач предполагает концентрацию средств на приоритетных направлениях, где их использование может обеспечить наибольший социальный эффект.

V. Совершенствование межбюджетных отношений

Важное направление бюджетной политики - совершенствование межбюджетных отношений. Оно включает в себя два направления: взаимоотношения с федеральным центром и, прежде всего, с Министерством финансов Российской Федерации, а также взаимоотношения внутри республики с органами местного самоуправления.

В 2005 году будет продолжена работа по разграничению бюджетных полномочий с Российской Федерацией, по реализации Соглашения об оздоровлении государственных финансов, по выработке более рационального подхода к формированию Фонда финансовой поддержки регионов, подготовке предложений по оптимальной величине финансовой помощи Республике Карелия из федерального бюджета на 2005 год.

Все органы исполнительной власти Республики Карелия, их руководители обязаны принять действенные меры по увеличению участия в федеральных целевых программах, по привлечению средств из федерального бюджета и развитию подведомственных отраслей.

Формирование межбюджетных отношений внутри Республики Карелия в будущем году будет осуществляться на основе уже проверенной положительной практики последних лет и направлено на совершенствование сбалансированной системы взаимных прав и ответственности органов государственной власти республики и органов местного самоуправления.

Права и ответственность должны быть стабильными, одинаковыми для всех районов и городов, прозрачными и не являться предметом какого-либо торга.

Главная задача состоит в том, чтобы продолжить работу по повышению заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании производственного и налогового потенциала на своих территориях.

Деятельность органов власти республики по совершенствованию механизмов межбюджетных отношений внутри республики должна быть также направлена на увеличение доли целевых субвенций и субсидий в общем объеме средств на софинансирование социальных расходов, на реформирование управления муниципальными финансами, на реформирование финансов жилищно-коммунального хозяйства, на стимулирование роста доходов бюджетов.

Основой определения доли органов местного самоуправления в общем объеме финансовой помощи из бюджета Республики Карелия остаются республиканские социальные и финансовые нормативы. Поддержка местных бюджетов будет также осуществляться путем реализации конкретных программ развития территорий, предусматривающих в обязательном порядке мероприятия по сокращению неэффективных расходов.

VI. Политика в области инвестиций, страхования

Правительство Республики Карелия ставит своей задачей продолжение осуществления в 2005 году взвешенной, но в то же время активной политики государственных заимствований для привлечения инвестиций с целью социальных преобразований в интересах граждан республики.

Следует полностью исключить привлечение кредитов для финансирования текущих расходов бюджета.

Новые заимствования возможны лишь в случаях финансирования крупных социально и экономически значимых объектов, имеющих гарантируемую окупаемость.

В сфере регулирования цен и тарифов необходимо обеспечить полное выполнение мероприятий по оптимизации расходов бюджета Республики Карелия, переход на полную оплату населением жилья и коммунальных услуг и прекращение субсидирования текущих расходов отраслей. При этом финансирование мероприятий по подготовке объектов жизнеобеспечения городов и районов республики к работе в зимних условиях должно быть обеспечено своевременно и в полном объеме.

Следующий год должен стать годом дальнейшего развития системы ипотечного кредитования жилищного строительства для граждан республики. Главными задачами, которые призвана решить Республиканская программа ипотечного кредитования в 2005 году, является полное внедрение механизма обеспечения населения республики жильем через ипотеку, снижение издержек строительства, удешевление стоимости одного квадратного метра жилья, и увеличение на этой основе объемов жилищного строительства.

Всем министерствам и ведомствам, местным органам власти необходимо предусматривать средства на страхование объектов социальной сферы, находящихся в республиканской и муниципальной собственности, движимого и недвижимого имущества, и, прежде всего, аварийного и ветхого жилого муниципального фонда. Министерству финансов Республики Карелия следует усилить контроль за этими важными направлениями работы.

VII. Политика в области кредитов, управления государственным долгом Республики Карелия

Рост потребности в инвестициях усиливает роль заемных средств в качестве источника бюджета Республики Карелия. В этой связи особенно актуальной становится проблема эффективного управления государственным долгом Республики Карелия.

В следующем финансовом году Правительство Республики Карелия ставит своей задачей дальнейшее проведение ответственной, взвешенной и, в то же время, открытой и активной политики в области управления государственным долгом, которая должна предусматривать решение следующих задач:

VIII. Развитие казначейской системы исполнения бюджета и защита интересов бюджета

В соответствии с Программой реформирования управления финансами предстоит завершить создание казначейской системы в республике. На основе технологии единого счета бюджета необходимо обеспечить повышение эффективности использования бюджетных средств за счет ускорения их оборачиваемости, усиления контроля за их целевым использованием, минимизации остатков неиспользованных средств на счетах бюджетополучателей, получение достоверной оперативной отчетности, обеспечение прозрачности исполнения бюджета.

В рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах усилия будут направлены на создание новой системы бюджетного учета и бухгалтерской отчетности, внедрение современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов и стимулирующих органы власти разных уровней и бюджетные организации к максимально эффективному использованию бюджетных средств.

В процессе исполнения Соглашения с Управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия о кассовом обслуживании исполнения бюджета Республики Карелия предстоит осуществить мероприятия по повышению эффективности управления государственными средствами региона.

В 2005 году необходимо продолжить работу по организации казначейского исполнения местных бюджетов.

Одной из актуальных задач последнего времени и на ближайшую перспективу является мобилизация усилий органов государственной власти на качественное правовое сопровождение бюджетного процесса, эффективное использование механизма судебной защиты интересов бюджета и казны Республики Карелия.

IX. Заключение

Глава Республики, Правительство Республики Карелия в будущем году и впредь будут реализовывать свою бюджетную политику с учетом основных положений посланий Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, утвержденной Правительством Российской Федерации, а также Концепции социально-экономического развития Республики Карелия до 2010 года.

В 2005 году будет продолжена подготовка механизма формирования бюджетов "снизу вверх": от их принятия сначала в районах и городах, а затем на уровне республики.

Усилия всех ветвей власти республики, органов местного самоуправления должны быть направлены на полную реализацию целей и задач бюджетной политики в республике. При этом ближайшая задача - формирование и принятие реального бюджета Республики Карелия на 2005 год - должна быть решена общими усилиями всех ветвей государственной власти и местного самоуправления в строго установленные действующим законодательством сроки.

С этой целью поручаю Правительству Республики Карелия до 31 декабря текущего года отчитаться о выполнении бюджетного послания на 2004 год, а также подготовить и организовать выпуск нового решения о полной реализации положений данного послания, с указанием конкретных исполнителей и сроков.

Не менее важная задача - это контроль за ходом реализации единой бюджетной политики Республики Карелия. И здесь будет продолжать возрастать роль и ответственность Министерства финансов республики.

Уверен, что все намеченное будет выполнено общими совместными усилиями во благо жителей республики, следовательно, во имя процветания Карелии и России.

 


Глава Республики Карелия С.Л.Катанандов