[an error occurred while processing this directive] Открытый Бюджет
switch to english
главнаяИнформационно-справочная системаАналитикаОфициальные документыАнонсы
Рекомендации 2-й Международной научно-практической конференции «Бюджетная политика регионов, городов и коммун на Севере Европы»
(Россия, Республика Карелия,г. Петрозаводск, 27-30 мая 2002 г.)


Обсудив проблемы бюджетной политики регионов, городов и коммун на Севере Европы, участники конференции отмечают, что в Российской Федерации постепенно формируется отношение к бюджету как инструменту рыночной экономики. Накоплен определенный практический опыт бюджетного планирования, разрабатываются соответствующие правовые нормы, позволяющие вести бюджетный процесс с учетом конкретных реалий экономического развития нашей страны. Предпринимаются попытки выстроить систему взаимоотношений между Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления, основанную на принципах межбюджетных отношений, закрепленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

Интеграционные процессы в России идут в рамках Ассоциации экономического взаимодействия, Межпарламентских ассоциаций и федеральных округов.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти республик и областей, органы местного самоуправления территорий Северо-Западного федерального округа развивают контакты в области бюджетной политики со странами Северной Европы - Финляндией, Швецией и Норвегией. Началось формирование достоверных, оперативных и доступных информационных ресурсов о бюджетном процессе для законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, ученых, преподавателей и граждан.

Вместе с тем участники конференции вынуждены признать, что: - до настоящего времени в рамках действующего федерального законодательства сохраняются крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия субъектов и муниципальных образований. Налоговая политика как рычаг управления экономикой в регионах Российской Федерации задействована очень ограниченно;

- постоянно меняющиеся подходы при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год с точки зрения определения размеров регулирующих федеральных доходов для субъектов Российской Федерации (проценты отчислений в региональные бюджеты) подрывают стимулы к проведению структурных реформ, развитию налогового потенциала регионов и повышению собираемости налогов;

- продолжается практика сокращения налогооблагаемой базы для наполнения региональных и местных бюджетов в связи с проводимой на федеральном уровне налоговой политикой, предусматривающей централизацию основных бюджетообразующих налогов в федеральном бюджете;

- погашение задолженности предприятиям по налогам и пеням происходит, как правило, в форме безвозмездного списания, что также сокращает доходную базу местных бюджетов;

- отсутствует четкое разграничение полномочий и ответственности между органами государственной власти разного уровня по осуществлению расходных полномочий;

- до сих пор не утверждены государственные социальные стандарты и не разработаны соответствующие финансовые нормативы в разрезе отраслей, что не позволяет на практике реализовать принцип единства бюджетной системы Российской Федерации с точки зрения бюджетного планирования, в связи с чем невозможно проведение согласительных процедур по определению основных финансовых показателей в области межбюджетных отношений;

- местные бюджеты не имеют реальной собственной доходной базы, необходимой для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства как одной из важнейших структурных реформ, проводимых в России согласно Посланию Президента Российской Федерации;

- принятие в муниципальную собственность производственных и социальных объектов по балансовой стоимости, значительно превышающей рыночную, приводит к дополнительным расходам на их содержание.

- несмотря на попытки формализовать распределение финансовой помощи из федерального бюджета, субъекты Российской Федерации не владеют четкими критериями, процедурами и расчетами, а также статистическими показателями, применяемыми в процессе формирования межбюджетных отношений. Методика распределения средств Федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации достаточно сложна.


В силу этих причин невозможно обеспечить прозрачность бюджетного процесса в Российской Федерации, среднесрочное и долгосрочное бюджетное планирование и, как следствие, реализацию принципов бюджетного федерализма, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.



2-я Международная научно-практическая конференция «Бюджетная политика регионов, городов и коммун на Севере Европы» рекомендует:

1. ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

1.1. Ввести дополнения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части:
- разграничения и закрепления доходных источников между федеральным, региональными и местными бюджетами, в том числе регулирующих доходов, не менее чем на 3 года;
- согласования, закрепления и распределения расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


1.2. Принять в первоочередном порядке Федеральный закон "О государственных минимальных социальных стандартах".

1.3. Ускорить принятие Федеральных законов, предусмотренных в том числе и Бюджетным Кодексом Российской Федерации:
1) "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации";
2) "О порядке предоставления и определения размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности";
3) "О порядке предоставления и расчета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации";
4) "О порядке и условиях формирования бюджета развития (в составе капитальных расходов)";
5) "О порядке составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий";
6) "О государственных и муниципальных контрактах и государственных и муниципальных заказах";
7) "О порядке ведения реестров закупок по государственным и муниципальным контрактам";
8) "Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
9) "Об общих принципах организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации";
10) "О кредитной кооперации".

1.4. Ввести в практику предусмотренный Бюджетным Кодексом Российской Федерации поэтапный переход на опережающую двух-, а затем трехлетнюю практику подготовки проектов федеральных бюджетов.

1.5. Предусмотреть для северных регионов передачу средств федерального бюджета, выделенных им в 1994-1995 годах в виде бюджетных кредитов на государственную финансовую поддержку северного завоза, в собственность субъектов федерации.

2.ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

2.1. В соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса Российской Федерации разработать и утвердить:
1) порядок согласования, закрепления и распределения расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
2) социальные нормативы, нормативы финансовых затрат на оказание государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности; нормативы финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
3) порядок согласования с субъектами Российской Федерации нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
4) порядок предоставления бюджетных ссуд из федерального бюджета.

3. Законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов, органам местного самоуправления:

3.1. Способствовать реализации принципа прозрачности бюджетного процесса, понимая его как доступность, открытость, понятность для пользователей бюджетной информацией. Продолжить работу по формированию прозрачности как расходной, так и доходной части бюджета, что позволит в конечном итоге повысить степень доверия между экономическими субъектами соответствующих уровней.

3.2. Для взаимодействия органов власти и общественности содействовать организации различных форм общественного участия в бюджетном процессе, в том числе общественно-бюджетном слушании.

3.3. Изучить и распространить опыт, новые формы и методы формирования и исполнения бюджетов и проведение государственного финансового и общественного контроля за их исполнением на уровне субъектов Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Республика Карелия).

3.4. Для достижения прозрачности и открытости бюджетного процесса на всех уровнях власти шире использовать современные информационные технологии, в частности, размещать на Web-сайтах:
- органов законодательной власти - законы о бюджетах и дополнения к ним;
- органов исполнительной власти - данные о поквартальном исполнении бюджетов.


3.5. Содействовать развитию кредитной кооперации как основы развития института местного самоуправления

4. ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ, НАУЧНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, МИНИСТЕРСТВАМ И ВЕДОМСТВАМ:

4.1. Расширить список экономических и правовых курсов, читаемых в рамках региональной компоненты государственных стандартов, за счет специальных курсов, рассматривающих бюджетный процесс на уровне субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления.

4.2. Активизировать проведение научно-исследовательской работы по проблемам бюджетной политики и межбюджетных отношений на трех уровнях: федерация - регион - местное самоуправление; продолжить формирование информационных ресурсов для бюджетного мониторинга в рамках Web-порталов: Министерство финансов РФ (http://minfin.ru), "Открытый бюджет. Регионы России" (http://openbudget.karelia.ru), "Бюджетная система РФ" (www.budgetrf.ru),

4.3. Продолжать работу по формированию региональной и муниципальной финансовой статистики.

4.4. Изучить и обобщить теорию и практику бюджетного процесса в странах с эффективной рыночной экономикой (в первую очередь в странах Северной Европы - Финляндии, Швеции и Норвегии) с целью использования этого опыта в российской практике, создания методологии включения гражданских институтов в бюджетный процесс.

Участники 2-й Международной научно-практической конференции «Бюджетная политика регионов, городов и коммун на Севере Европы» считают целесообразным ежегодное проведение аналогичных конференций в рамках Северо-Запада России с включением их в планы мероприятий Северо-Западной Межпарламентской ассоциации, Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации, Северо-Западного федерального округа.
на главную
openbubget@psu.karelia.ru

[an error occurred while processing this directive]
Новости
О проекте
ссылки
Интернет-ресурсы
интернет-ресурсы
Региональные представители
Северо-Западный
федеральный округ
Другие федеральные
округа
Вопрос-ответ
вопросы-ответы
Поиск


transparentbudget.ru

Rambler's Top100