[an error occurred while processing this directive]
![]() |
![]() |
![]() Рекомендации 2-й Международной научно-практической конференции «Бюджетная политика регионов, городов и коммун на Севере Европы»
(Россия, Республика Карелия,г. Петрозаводск, 27-30 мая 2002 г.) Обсудив проблемы бюджетной политики регионов, городов и коммун на Севере Европы, участники конференции отмечают, что в Российской Федерации постепенно формируется отношение к бюджету как инструменту рыночной экономики. Накоплен определенный практический опыт бюджетного планирования, разрабатываются соответствующие правовые нормы, позволяющие вести бюджетный процесс с учетом конкретных реалий экономического развития нашей страны. Предпринимаются попытки выстроить систему взаимоотношений между Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления, основанную на принципах межбюджетных отношений, закрепленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Интеграционные процессы в России идут в рамках Ассоциации экономического взаимодействия, Межпарламентских ассоциаций и федеральных округов. Законодательные и исполнительные органы государственной власти республик и областей, органы местного самоуправления территорий Северо-Западного федерального округа развивают контакты в области бюджетной политики со странами Северной Европы - Финляндией, Швецией и Норвегией. Началось формирование достоверных, оперативных и доступных информационных ресурсов о бюджетном процессе для законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, ученых, преподавателей и граждан. Вместе с тем участники конференции вынуждены признать, что: - до настоящего времени в рамках действующего федерального законодательства сохраняются крайне ограниченные налогово-бюджетные полномочия субъектов и муниципальных образований. Налоговая политика как рычаг управления экономикой в регионах Российской Федерации задействована очень ограниченно; - постоянно меняющиеся подходы при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год с точки зрения определения размеров регулирующих федеральных доходов для субъектов Российской Федерации (проценты отчислений в региональные бюджеты) подрывают стимулы к проведению структурных реформ, развитию налогового потенциала регионов и повышению собираемости налогов; - продолжается практика сокращения налогооблагаемой базы для наполнения региональных и местных бюджетов в связи с проводимой на федеральном уровне налоговой политикой, предусматривающей централизацию основных бюджетообразующих налогов в федеральном бюджете; - погашение задолженности предприятиям по налогам и пеням происходит, как правило, в форме безвозмездного списания, что также сокращает доходную базу местных бюджетов; - отсутствует четкое разграничение полномочий и ответственности между органами государственной власти разного уровня по осуществлению расходных полномочий; - до сих пор не утверждены государственные социальные стандарты и не разработаны соответствующие финансовые нормативы в разрезе отраслей, что не позволяет на практике реализовать принцип единства бюджетной системы Российской Федерации с точки зрения бюджетного планирования, в связи с чем невозможно проведение согласительных процедур по определению основных финансовых показателей в области межбюджетных отношений; - местные бюджеты не имеют реальной собственной доходной базы, необходимой для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства как одной из важнейших структурных реформ, проводимых в России согласно Посланию Президента Российской Федерации; - принятие в муниципальную собственность производственных и социальных объектов по балансовой стоимости, значительно превышающей рыночную, приводит к дополнительным расходам на их содержание. - несмотря на попытки формализовать распределение финансовой помощи из федерального бюджета, субъекты Российской Федерации не владеют четкими критериями, процедурами и расчетами, а также статистическими показателями, применяемыми в процессе формирования межбюджетных отношений. Методика распределения средств Федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации достаточно сложна. В силу этих причин невозможно обеспечить прозрачность бюджетного процесса в Российской Федерации, среднесрочное и долгосрочное бюджетное планирование и, как следствие, реализацию принципов бюджетного федерализма, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. 2-я Международная научно-практическая конференция «Бюджетная политика регионов, городов и коммун на Севере Европы» рекомендует: 1. ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 1.1. Ввести дополнения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части: - разграничения и закрепления доходных источников между федеральным, региональными и местными бюджетами, в том числе регулирующих доходов, не менее чем на 3 года; - согласования, закрепления и распределения расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 1.2. Принять в первоочередном порядке Федеральный закон "О государственных минимальных социальных стандартах". 1.3. Ускорить принятие Федеральных законов, предусмотренных в том числе и Бюджетным Кодексом Российской Федерации: 1) "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации"; 2) "О порядке предоставления и определения размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности"; 3) "О порядке предоставления и расчета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации"; 4) "О порядке и условиях формирования бюджета развития (в составе капитальных расходов)"; 5) "О порядке составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий"; 6) "О государственных и муниципальных контрактах и государственных и муниципальных заказах"; 7) "О порядке ведения реестров закупок по государственным и муниципальным контрактам"; 8) "Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями"; 9) "Об общих принципах организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации"; 10) "О кредитной кооперации". 1.4. Ввести в практику предусмотренный Бюджетным Кодексом Российской Федерации поэтапный переход на опережающую двух-, а затем трехлетнюю практику подготовки проектов федеральных бюджетов. 1.5. Предусмотреть для северных регионов передачу средств федерального бюджета, выделенных им в 1994-1995 годах в виде бюджетных кредитов на государственную финансовую поддержку северного завоза, в собственность субъектов федерации. 2.ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 2.1. В соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса Российской Федерации разработать и утвердить: 1) порядок согласования, закрепления и распределения расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; 2) социальные нормативы, нормативы финансовых затрат на оказание государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности; нормативы финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг; 3) порядок согласования с субъектами Российской Федерации нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; 4) порядок предоставления бюджетных ссуд из федерального бюджета. 3. Законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов, органам местного самоуправления: 3.1. Способствовать реализации принципа прозрачности бюджетного процесса, понимая его как доступность, открытость, понятность для пользователей бюджетной информацией. Продолжить работу по формированию прозрачности как расходной, так и доходной части бюджета, что позволит в конечном итоге повысить степень доверия между экономическими субъектами соответствующих уровней. 3.2. Для взаимодействия органов власти и общественности содействовать организации различных форм общественного участия в бюджетном процессе, в том числе общественно-бюджетном слушании. 3.3. Изучить и распространить опыт, новые формы и методы формирования и исполнения бюджетов и проведение государственного финансового и общественного контроля за их исполнением на уровне субъектов Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Республика Карелия). 3.4. Для достижения прозрачности и открытости бюджетного процесса на всех уровнях власти шире использовать современные информационные технологии, в частности, размещать на Web-сайтах: - органов законодательной власти - законы о бюджетах и дополнения к ним; - органов исполнительной власти - данные о поквартальном исполнении бюджетов. 3.5. Содействовать развитию кредитной кооперации как основы развития института местного самоуправления 4. ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ, НАУЧНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, МИНИСТЕРСТВАМ И ВЕДОМСТВАМ: 4.1. Расширить список экономических и правовых курсов, читаемых в рамках региональной компоненты государственных стандартов, за счет специальных курсов, рассматривающих бюджетный процесс на уровне субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления. 4.2. Активизировать проведение научно-исследовательской работы по проблемам бюджетной политики и межбюджетных отношений на трех уровнях: федерация - регион - местное самоуправление; продолжить формирование информационных ресурсов для бюджетного мониторинга в рамках Web-порталов: Министерство финансов РФ (http://minfin.ru), "Открытый бюджет. Регионы России" (http://openbudget.karelia.ru), "Бюджетная система РФ" (www.budgetrf.ru), 4.3. Продолжать работу по формированию региональной и муниципальной финансовой статистики. 4.4. Изучить и обобщить теорию и практику бюджетного процесса в странах с эффективной рыночной экономикой (в первую очередь в странах Северной Европы - Финляндии, Швеции и Норвегии) с целью использования этого опыта в российской практике, создания методологии включения гражданских институтов в бюджетный процесс. Участники 2-й Международной научно-практической конференции «Бюджетная политика регионов, городов и коммун на Севере Европы» считают целесообразным ежегодное проведение аналогичных конференций в рамках Северо-Запада России с включением их в планы мероприятий Северо-Западной Межпарламентской ассоциации, Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации, Северо-Западного федерального округа. ![]() ![]() |
|